Родители, отдавая ребёнка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей – потребность в безопасности и защищённости. Ребёнок впервые остаётся без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки изменения поведения, выработки новых умений. А малыш раним, его организм функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться. Нужна помощь взрослых: родителей и воспитателей. Как же сделать этот процесс менее болезненным?
Что нужно делать родителям ещё до поступления ребёнка в детский сад?
1) Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведёт: стесняется, уединяется, конфликтует, дерётся или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
2)Узнайте распорядок дня в группе и приблизьте режим ребёнка дома к распорядку дня в группе.
3)Обсудите в семье с ребёнком, что положительного есть в детском саду (новые товарищи, много игрушек и т.д.). Важно, чтобы малыш не боялся детского сада, — тогда ему будет легче привыкать. Нельзя угрожать ребёнку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его не послушание.
4)Узнайте, быть может в этот сад, ходят дети Ваших соседей или знакомых. Адаптация пройдёт легче, если в группе у ребёнка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе. Посетите детский сад, в то время, когда дети на прогулке и познакомьте своего малыша с воспитательницей и с детьми.
5)Учите ребёнка дома всем навыкам самообслуживания.
6)Готовьте Вашего ребёнка к временной разлуке с Вами и давайте ему понять, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Настраивайте ребёнка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим!
7)Повысьте роль закаливающих мероприятий.
Не отдавайте ребёнка в разгаре кризиса трёх лет.
9)Не обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
Психологическая подготовка
Приблизительно за месяц, а то и раньше, можно начинать подготавливать ребёнка морально – рассказать про то, что такое детский сад, кто туда ходит, что там происходит, желательно как можно чаще гулять около него, чтобы малыш привыкал к территории. Однако одновременно с этим нужно не перестараться – не стоит слишком часто акцентировать внимание на предстоящем событии, что может вызвать у ребёнка страх и неуверенность в собственных силах.
Ещё один совет – до начала посещения садика приобщать ребёнка к совместным играм, больше гулять на детской площадке, приглашать гостей и самим ездить к друзьям. К тому же, чаще нужно отлучаться от ребёнка, чтобы он привыкал к тому, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся, и это не должно вызывать у него особых потрясений.
К детсадовскому режиму необходимо подготовиться также заблаговременно. Обычно детей приводят к 8 утра, а забирают в 6 вечера, тихий час – с 13 до 15. Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца. Отправиться ко сну лучше сразу после «Спокойной ночи, малыши!», в 21.00. К этому времени ребёнок “созреет” и быстро уснёт.
В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребёнка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском садике. Рекомендации психологов следующие – около недели забирать ребёнка из садика до дневного сна, далее (при нормальном состоянии малыша) около недели – сразу после полдника, а уже потом можно оставлять на дневную прогулку. Как правило, первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать «разгрузочные от садика» дни – один-два дня в неделю оставаться с ним дома.
« Детсадовская еда»
Отдельная тема – в детском саду. Вопреки распространённому мнению о том, что пища там невкусная и малопривлекательная, смеем заверить, что это
не так. Рацион питания в детских садах просчитывается до мельчайших деталей – в нём присутствуют фрукты, овощи, злаки, мясо или рыба, молочные продукты и т.д. В том, что многие дети отказываются есть детсадовскую еду – вина отчасти их родителей, который «приучили» их к новомодным сладким йогуртам, хлопьям и прочим изыскам.
Поэтому совет родителям простой – приучайте детей к простой и здоровой еде: супам, кашам, салатам и т.д. – и тогда проблем с едой в садике не будет.
Вот только нередко встречаются дети, не отличающиеся хорошим аппетитом с рождения. Здесь главное поговорить с воспитателем и объяснить ситуацию, чтобы он ни в коем случае не заставлял насильно ребёнка кушать – это может спровоцировать отвращение не только к еде, но и к детскому саду, а также ко всем воспитателям.
Есть ещё одно важное обстоятельство, про которое нельзя забывать – один ребёнок чувствует себя в садике как рыба в воде, для другого же тот же сад превращается в «комнату ужасов», а всё из-за индивидуальных особенностей.
Адаптация: лёгкая, тяжёлая и средняя
Адаптация малыша к детскому саду можно разделить на три вида: лёгкая, тяжёлая и средняя.
Тяжёлая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребёнка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушения сна и мочеиспускания, налицо – резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Кроме того, малыш очень часто болеет – (в данном случае болезнь не редко связана с нежеланием ребёнка идти в детский сад). Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.
Если родителям пустить ситуацию на самотёк, это может перерасти в серьёзные нервные заболевания и расстройства. В некоторых случаях нельзя будет обойтись без консультации специалиста, а если малыш не адаптируется к новым условиям в течение года, возможно, — подумать о том, чтобы прекратить посещать детский садик. Даже при последнем раскладе необходимо тщательно следить за состоянием малыша, чтобы позже, когда придёт время посещать школу, не было подобных проблем.
Второй тип адаптации – лёгкая, противоположная той, что была описана выше. В этом случае ребёнок вливается в новый коллектив безболезненно (это происходит приблизительно в течение месяца), ему там комфортно, он не устраивает скандалы, когда мама ведёт его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют не часто, хотя в период адаптации «срывы» всё же возможны.
И последний тип адаптации – средний, когда малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть», но не надолго. В среднем, этот период длится до 2-3 месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.
Вне зависимости от типа ребёнка, в первое время вероятность подхватить вирус очень высока, особенно на 4-10 день пребывания в детском саду. Поэтому рекомендуется в этот промежуток времени воздержаться от походов в садик.
Первый день
Первый день сложен, как и для ребёнка, так и для родителей. Есть несколько рекомендаций для того, чтобы этот день прошёл более успешно:
1) Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребёнка в детский сад. ПОМНИТЕ! Тревога и беспокойство родителей передаётся детям.
2) Отправить в детский сад ребёнка лишь при условии, что он здоров.
3) Расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях Вашего ребёнка, что ему нравится, что нет, какого его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребёнка.
4) Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. В первые дни посещения садика не оставляйте ребёнка одного, побудьте с ним какое-то время. Целесообразно в первые дни приводить ребёнка только на прогулку, где условия напоминают условия домашнего двора; здесь ребёнку легче сориентироваться, проще познакомиться с воспитателем, другими детьми.
5) Привыкание к новым условиям важную роль играет возможность «одомашнить» обстановку; принести с собой свои игрушки. Любимая игрушка овладеет вниманием ребёнка и поможет ему отвлечься от расставания с близкими членами семьи. Постарайтесь уговорить оставить
игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомит там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, Вы узнаете многое о том, как Вашему малышу удаётся привыкать к садику.
6)Всё время объяснять ребёнку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.
Первая неделя
Первая неделя проходит очень эмоционально для ребёнка, поэтому взрослым, кто окружает ребёнка дома, нужно запастись терпением. Возможно, Вам покажется, что поведение ребёнка внезапно меняется – остановится более капризным, по вечерам Вас могут ждать неожиданные истерики по поводу и без повода, скандалы, сопровождающиеся криком, плачем, швырянием предметов и валянием на полу. Некоторые родители могут прийти в настоящий ужас от такой резкой перемены и обвинить в ней садик.
Причин же может быть несколько. Во-первых, действительно, адаптация к садику – большой стресс для ребёнка, его нервы напряжены и им требуется разрядка. Кроме того, в окружении посторонних ребёнок часто старается сдерживать негативные эмоции, так что выплёскиваются они только вечером на головы родителям.
Как помочь ребёнку на этом этапе?
1) Следует создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадить ослабленную нервную систему ребёнка. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему, — на время прекратить походы в цирк, театр, гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
2) Не реагировать на выходки и не наказывать за капризы.
3) Не оставляйте ребёнка в саду на целый день! Первую неделю водите его на 2-3 часа, затем время увеличивается до 5-6 часов.
4) Поиграйте с ребёнком домашними игрушками в игру «Детский сад», где какая-то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребёнком найти ей друзей и решите проблемы Вашего ребёнка через неё, ориентируя игру на положительный результат.
5) С самого начала помогите ребёнку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстаётся с домом, с Вами, отдаляется от Вас, хотя и всего на несколько часов. Первые дни посещения садика не оставляйте ребёнка одного сразу, лучше всего, чтобы он сам отпустил Вас. А, расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернётесь за ним. Не забывайте постоянно говорить ему, что Вы его любите.
6) Когда Вы уходите – расставайтесь с ребёнком легко и быстро. Конечно же, Вы беспокоитесь о том, как будет Вашему ребёнку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребёнка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет Вас отпускать.
7) Необходимо поддерживать и в выходные такой же режим дня, как и в детском саду.
8) Ни кутать ребёнка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
9) Если ребёнок с трудом расстаётся с матерью, то желательно несколько первых недель пусть отводит в детский сад его отец.
10) Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении садика – неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.
11) Во время процесса адаптации ребёнка к детскому саду будьте внимательны и терпимы с малышом.
Практические советы:
1) Не отдавайте ребёнка в садик только потому, что у Вас родился ещё один ребёнок, даже если и это облегчит Вам жизнь. Ваш старший сын или дочь и без того почувствуют, что в доме появился «непрошенный гость», и Ваше решение он непременно истолкует как своё изгнание, сделав вывод, что Вы предпочитаете ему новорожденного. Поэтому если Вы, ожидая ребёнка, всё же решите отдать старшего в детский сад, сделайте это заранее, до появления малыша.
2) Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребёнку возможность общаться и играть со сверстниками.
3) Укреплять иммунитет необходимо всем детям без исключения, а тем кто собирается ходить в садик – тем более. Делать это нужно заблаговременно – путём закаливания, оздоровления, плавания и принятия витаминов. Приучать ребёнка к самообслуживанию родителям также надо до того, как он пойдёт в детский сад. Хорошо, если малыш будет уметь самостоятельно кушать, хотя бы частично одеваться-раздеваться и, конечно, ходить на горшок. Одевать ребёнка в детский садик нужно по принципу не «последних тенденций в моде», а удобства и комфорта. По опыту родителей, самой практичной одеждой являются колготы, лёгкие футболки или рубашки
(в зависимости от сезона), сандалии на липучках. С собой обязательно нужно давать запасной комплект (лучше несколько) одежды в случае «не предвиденных обстоятельств». Для тех детей, кто ещё не слишком хорошо освоил горшок, необходимо оставлять памперсы (как правило, они используются во время прогулок и сна).
4) Первое время не следует оставлять ребёнка в детском садике на целый день, а в последующем также стараться не забирать его одним из последних. Собираясь в детский сад, можно и даже нежно разрешать ребёнку брать с собой какие-либо игрушки, чтобы он не чувствовал атмосферу «казённого дома».
5) Прощание с малышом – отдельная тема. Обычно именно в это время ребенок начинает капризничать, держится всеми силами за маму, иногда даже громко кричит, рыдает и устраивает истерики. Не стоит насильно тащить сопротивляющегося кроху в группу с гневными словами в его адрес (такое поведение со стороны мамы встречается), но и оттягивать момент расставания тоже не следует. Нужно спокойно поцеловать малыша, помахать ему рукой и «передать» в надежные руки воспитателя (если он сам отказывается идти). Обычно дети, особенно ясельного возраста, плачут минут 5-10 и успокаиваются.
6) И, наконец, когда ребенок находится вне детского сада, родителям нужно стараться посвящать всё своё время ему – гулять с ним, играть, чтобы он не почувствовал, что его «бросили».
7) И каким бы ни был хорошим детский сад, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью.