Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста в летний период

С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего мира, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.

Работа по воспитанию безопасного поведения детей должна носить системный характер. Это непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует свойственная взрослым защитная психологическая реакция на опасность.

Организацию деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей нужно начинать с выявления уровня их знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков. Результаты обследования позволяют определить цели, задачи и пути работы по данному направлению.

Цель работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста – дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения.

Эту цель можно реализовать путём решения следующих задач:

— формировать у дошкольников представления об опасных и вредных факторах;

— воспитывать навыки адекватного поведения в различных жизненных ситуациях;

— развивать потребность и желание приобретать новые знания о правилах безопасного поведения;

— учить детей пользоваться полученными знаниями на практике;

— использовать различные средства и формы работы по воспитанию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Определяя основное содержание работы по воспитанию безопасного поведения детей, необходимо использовать различные формы и методы организации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической ситуации. При этом основным ориентиром должен стать учёт жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии.  Это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (игровой комплекс, игра, чтение, беседа, просмотр мультфильма).

Принципы организации работы по формированию безопасного поведения – системность, интеграция, преемственность между учреждением и семьей, доступность содержания, возрастная адресованность.

Основными методами формирования безопасного поведения выступают: наглядные (эффективны для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений), словесные, игровые (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры), практические (упражнения, опыты, моделирование).

Обучение детей дошкольного возраста неразрывно связано с воспитанием. В профилактической работе можно использовать следующие средства воспитания:

  1. Воспитание словом (беседа, рассказ, разъяснение, пример).
  2. Воспитание делом (деятельностью) (приучение, упражнение).
  3. Воспитание ситуацией (создание воспитывающих ситуаций, поощрение, наказание, требование, педагогическая оценка).
  4. Воспитание игрой.
  5. Воспитание общением.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, трудовая, физкультурно-оздоровительная, музыкально-художественная.

Методы и формы формирования навыков и воспитания нужно использовать с учётом возрастных особенностей детей:

— игровые комплексы, тренинги;

— экскурсии, целевые прогулки, походы

— подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры, игры-соревнования;

— сочинение историй;

— наблюдения;

— беседы групповые и индивидуальные;

— чтение специальной детской литературы;

— анализ заданных ситуаций;

— выполнение поручений;

— экспериментирование.

Средства обучения и воспитания необходимо использовать с учётом возрастных особенностей детей:

— сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;

— плакаты, иллюстрации;

— настольно-печатные игры, дидактические игры;

— компьютерные презентации;

— карточки для индивидуальной работы;

— игрушечный транспорт различного функционального назначения;

макеты светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков); дорожные знаки;

— муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;

— подборку художественной литературы по теме.

Воспитание навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста нужно осуществлять на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Опыт безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста формируется успешно, если:

— содержание знаний и умений безопасного поведения сгруппировано по видам опасностей и осваивается в заданной последовательности;

— обеспечивается поэтапное освоение доступных детям знаний и умений безопасного поведения;

— в воспитательно-образовательной деятельности используется ситуативно-имитационное моделирование как метод закрепления знаний о правилах безопасного поведения и формирования соответствующих умений в ведущем виде детской деятельности;

— педагоги и родители осознают необходимость целенаправленной деятельности в данном направлении и осуществляют её в тесном сотрудничестве.

Работа с родителями дошкольников по воспитанию безопасного поведения детей

Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках дошкольной организации. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй. Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.

Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и учреждением, обеспечивающим дошкольное образование.  В ходе, которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. Эффективность обучения детей безопасному поведению в быту и на улице в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда этому следуют. Недостаточный уровень культуры поведения взрослого приводит к таким же явлениям и у детей.

Целенаправленная работа по формированию безопасного поведения у детей дошкольного возраста на протяжении всего года, включая летний оздоровительный период способствует предупреждению несчастных случаев и детского травматизма.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.