Использование инновационных технологий для развития речи детей с ОНР

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Это необходимо для преодоления системного речевого недоразвития и подготовки к обучению в школе. Развитие связной речи у детей с ОНР является трудным процессом, требующим использования особых методических приемов.

В дефектологической работе можно использовать следующие инновационные технологии по развитию связной речи: здоровьесберегающая технология, технология легоконструирования, игровая технология, технология моделирования, компьютерная технология.

Здоровьесберегающая технология включает в себя:

  1. Технология сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, логоритмика, релаксация, пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз. Развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи.
  2. Технология обучения здоровому образу жизни: самомассаж, точечный массаж

Технология легоконструирования

Учитывая, что в дошкольном возрасте основными видами деятельности является игровая и конструктивная деятельность, большое  внимание отводится разработке и внедрению  таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать у детей с речевыми нарушениями речь и неречевые виды деятельности. Манипулируя с элементами ЛЕГО, ребенок учится творчеству, созиданию. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.

Игровая технология

Применяется для развития умения составлять описательные рассказы. Можно использовать игры «Угадай игрушку», «Что игрушка рассказывает о себе», «Узнай по описанию», в ходе которых дети учатся подбирать прилагательные, характеризующие игрушку.

Технология моделирования

Моделирование представляет собой сочетание всех методов обучения — наглядного, практичного и словесного. Дети обучаются составлению предложений: — по предметным картинкам, — по сюжетным картинкам, — по демонстрируемому действию, — по опорным словам.

Моделирование предложения осуществляется с помощью различного вида наглядности – схемы, буквы, картинки, предметные игрушки. Для составления описательных рассказов, заучивания стихотворений  применяются мнемотаблицы.

Компьютерная технология

В работе с дошкольниками с ОНР можно использовать различные компьютерные презентации:

— для развития речевого дыхания;

— артикуляционная гимнастика;

— автоматизация поставленных звуков;

— работа над фонематическим восприятием, умение слышать и различать звуки языка.

 

Учитель-дефектолог                                                       _____О. А. Бродницкая

 

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.