Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности с детьми во время прогулки»

Прогулка имеет особое оздоровительно-воспитательное значение, если она насыщена разнообразной двигательной деятельностью. Воздух и движения благотворно влияют на организм ребёнка, повышая его сопротивляемость простудным заболеваниям, улучшая обмен веществ.

Что означает двигательная активность?

Это суммарное количество двигательных действий, осуществляемых ребенком в течение дня.

Значимость двигательной активности для детей:

здоровье;

развитие физических качеств;

развитие нервной системы;

развитие интеллекта;

формирование личностных качеств;

психолого-эмоциональное состояние.

В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части:

активность в процессе физического воспитания;

физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;

спонтанная физическая активность в свободное время.

Понятие «двигательный режим» включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня. Подразумевает все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) действия детей.

Проводятся прогулки 2 раза в день: утром и вечером. Общее время двигательной активности детей на прогулке не менее 60 – 70 % ее продолжительности при условии разнообразия движений. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой оптимального двигательного режима.

В содержание подвижных игр и физических упражнений на воздухе включаются следующие виды физических упражнений:

основное движение (как, правило, хорошо знакомые детям);

элементы спортивных игр, подвижные игры, спортивные упражнения (могут быть знакомы детям или разучиваться вновь);

общеразвивающие упражнения (только в качестве составной части подвижных игр, например, «Ровным кругом», «Сделай фигуру» и т. д.).

Кроме того, предусматриваются условия для движений в сюжетно – ролевых играх, трудовой деятельности, при наблюдении в природе.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:

дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;

совершенствование, имеющихся у детей навыков с основных видах движений, путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;

развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости;

воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

 На прогулке длительность игр и упражнений:

— 10-12 минут низкой интенсивности в конце прогулки, если в этот день планируется непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию;

— 20-40 минут в остальные дни в зависимости от возраста детей.

Каждая подвижная игра должна повторяться 4-5 раз в течение месяца, в зависимости от ее сложности. Это позволяет детям хорошо освоить и закрепить правила игры, а также сохранить интерес к ней, усложняя содержание, правила и задания.

Использование подвижных игр требуют соблюдения следующих методических принципов:

  1. Учет возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем сложнее становятся игры, тем большее значение имеет сюжетный, ролевой рисунок;

постепенно усложняются правила, значительнее становится роль личной инициативы.

  1. Подбор игр в соответствии с лечебно – педагогическими и воспитательными задачами.
  2. Соблюдение физиологических закономерностей адаптации к нагрузкам.
  3. Четкое объяснение правил игры и распределение ролей.

В задачи воспитателя при руководстве играми и развлечениями входит наблюдение за состоянием играющих и регулированием нагрузки. Дозировать ее в играх можно, пользуясь общепринятыми приемами:

1.Увеличивать или уменьшать общее время игры, а так же изменять количество повторений всей игры или отдельных эпизодов.

2.Регулировать длительность перерывов в игре или проводить игры совсем без перерывов.

3.Проводить игру на большем или меньшем участке, с большим или меньшим количеством препятствий; изменять сложность препятствии, преодолеваемых в игре; удлинять или сокращать дистанции для пробежек, проползания; варьировать количество прыжков.

При подборе подвижных игр и развлечений важно учитывать индивидуальные возможности и способности детей.

Дети младшего дошкольного возраста активны, они много двигаются, ходят, бегают, лазают, выполняют некоторые другие движения, но их опыт двигательной активности еще невелик, а движения недостаточно координированы. Совместные действия в коллективе сверстников, ориентировка в пространстве затруднительны. Малыши еще не владеют целым рядом двигательных навыков, поэтому часто содержание их деятельности однообразно.

Для повышения активности и обогащения движений младших дошкольников большое значение имеет создание необходимых условий, использование различных предметов, игрушек (мячей, шариков, обручей, кубиков, совков и т. п.), побуждающих их к различным двигательным действиям.

Дети 5 – 7 лет более самостоятельны и активны, чем младшие дошкольники. Их движения становятся более точными, быстрыми, ловкими, они лучше ориентируются в пространстве, увереннее действуют в коллективе.

Несмотря на достаточный двигательный опыт, самостоятельность и активность, дети старшего дошкольного возраста нуждаются в помощи и руководстве взрослого при организации подвижных игр и развлечений.

Во время их проведения надо приучать воспитанников выполнять определенные правила. Дети должны научиться:

начинать и прекращать игры по сигналу воспитателя;

быстро и четко занимать места для начала игры;

играть честно без обмана:  если был пойман или осален во время игры – быстро выходить на определенное место;

во время ловли не ударять товарищей, а легко касаться рукой;

не наталкиваться во время бега на других, уметь ловко увертываться, а если кто-то нечаянно толкнул – не обижаться;

не убегать за границы площадки;

не смеяться над тем, кто во время игры поскользнулся, упал, а, наоборот, подбежать и помочь товарищу подняться;

играть дружно, не зазнаваться при победе, но и не унывать после проигрыша;

выбирать ведущего с помощью считалки.

Игры, используемые на прогулке.

Прежде всего – подвижные. Организуются со всей группой, с подгруппами или индивидуально с одним ребенком. Дети старшего дошкольного возраста должны уметь играть самостоятельно без воспитателя.

Дидактические игры и движения. Это игры на закрепление видов и способов движений, на развитие умения найти верный способ движения в определенных условиях, на ориентировку в пространстве: «Угадай, что задумали», «Преодолей препятствие», «Найди свой домик», «Найди движение», «Кто знает больше движений?» и др.

Спортивные игры: городки, футбол, хоккей, бадминтон. Вначале детей учат элементам техники движений на занятиях, создавая условия для самостоятельного их выполнения на прогулке, затем элементарным правилам.

Игры в природе – это игры-экспромты с простыми правилами и незамысловатым сюжетом: «Прятки», «Найди по следу», «Проползи-подпрыгни», «Сколько шагов (больших, маленьких)?» и др.

Игры-закаливания проводятся: зимой – со снегом в помещении и на участке; летом – с водой. Игры требуют строгой дозировки и разрешаются только здоровым детям.

Необходимо планировать к прогулке и спортивные упражнения: зимой — катание на санках, скольжение по ледовым дорожкам, ходьба на лыжах; весной, летом, осенью — катание на велосипедах, самокатах. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность.

Хотя решающая роль в руководстве играми принадлежит воспитателю, чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при организации и проведении игр.

Самостоятельная двигательная деятельность на прогулке.

Возникает по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

Задачи дифференцированного руководства самостоятельной деятельностью заключаются:

в повышении двигательной активности у детей с низкой подвижностью до среднего уровня;

сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (дидактические игры, игры с песком и т.д.);

в воспитании у них интереса к подвижным играм;

в развитии физических качеств.

Самостоятельная двигательная активность детей – критерий степени овладения двигательными умениями и навыками. Дети должны самостоятельно и творчески использовать весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованных видов занятий, в своей самостоятельной деятельности.

Для активизации самостоятельной двигательной активности значительную роль играет двигательная среда.  Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем, способствующим развитию игр. Для стимулирования двигательной активности на участке можно создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.). Желательно организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Необходимо выносить игрушки (вожжи, вертушки, каталки и др.) и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки и т.д.)

При размещении данных пособий должны учитываться следующие требования:

инвентарь должен быть ярким и привлекательным (обусловлено возрастными особенностями);

должен соответствовать гигиеническим требованиям и правилам безопасности;

оборудование и мелкий инвентарь для развития движений целесообразно располагать по всему периметру участка в наиболее безопасных местах.

Руководство самостоятельной двигательной деятельностью осуществляется на основе индивидуализации. Поэтому воспитателю необходимо:

наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости прийти на помощь;

предусмотреть каждому из детей место для движений, где никто не мешает, оберегать это пространство;

привлекать детей к размещению физкультурных пособий на участке, стимулируя этим желание выполнить те или иные движения;

пытаться без навязывания объединить в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, обруч, скакалку и т. д.) и показав варианты действий, если это необходимо;

иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;

обыграть новые пособия, показав, как можно с ними действовать (например, скакалку крутить вдвоем, делать из нее дорожку, круг, а затем выполнять разные движения и т. д.);

периодически строить вместе с детьми «полосы препятствий» из имеющихся предметов и учить преодолевать их по-разному;

обогащать сюжетно-ролевые игры детей разнообразными видами и способами всех основных движений.

Большое место в самостоятельной деятельности детей должны занимать подвижные игры с правилами: они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников и выполнение правил, сближают детей.

Зимой самостоятельная двигательная деятельность будет более содержательной, если на участке есть снежные постройки: горки, снежные валы, тропинки из снега, ледяные дорожки, разноцветные льдинки, снеговик с обручем, в который дети могут бросить льдинки, снежки и т. п.

В разное время года взрослые продумывают различные двигательные задания. Например, летом — добежать до березы, кустарника;  проскакать по дорожке до определенного ориентира; подлезть под кустик; допрыгнуть до веревки, натянутой между деревьями и позвонить в колокольчик или снять ленту и т. п.

Зимой можно пройти по снежному валу, перелезть через него, пройти по тропинке из снега, пройти след в след, перебросить снежок или льдинку через снежный вал, съехать с горки, подняться на горку и т. п.

Во время самостоятельной двигательной деятельности активные действия детей должны чередоваться с более спокойными. Важно учитывать и индивидуальные особенности каждого ребёнка, его самочувствие.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи двигательной активности детей дошкольного возраста.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.