Ребенок повсеместно сталкивается с предметами и явлениями. Перед ним открывается много интересного, нового, привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Для чего?»
И если четко и обстоятельно взрослые ответят на вопросы детей, произойдет расширение словарного запаса ребенка. Взрослым надо постепенно знакомить детей с предметами и явлениями, учить называть предметы, с которыми ребенок часто сталкивается. Гуляя рядом с детьми на улице, показывать и называть все интересующие ребенка объекты.
Ребенку надо помочь понять смысл каждого слова, запомнить его, правильно употребить в речи.«Посмотри, сколько красивых листьев на земле, это ветер сорвал их с деревьев. Листья падают – это листопад» — обращает взрослый внимание ребенка. Таким образом, представление о листопаде сливается воедино в сознании ребенка с новым словом.
Но назвать один раз слово, объяснить его смысл еще недостаточно. Для закрепления нового слова можно показать малышу картинку, прочитать рассказ, стихотворение:
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
И только тогда, когда новое слово будет применено ребенком правильно, можно утверждать, что оно вошло в его активный словарь осмысленно.
Детская речь бедна прилагательными. Покажите ребенку предмет, определите его форму, величину, цвет, отметьте его качества и свойства (тяжелый, холодный, мокрый). При этом не надо забывать, что у ребенка мал жизненный опыт и одного лишь восприятия для этого недостаточно. Ребенок должен и посмотреть, и потрогать предмет, сжать, взвесить, погладить, сравнить с уже известными предметами.
Родители должны не только сами знакомить с качествами окружающих предметов, но и учить самостоятельно определять их. Например, ребенок пришел с утренника. Сколько у него впечатлений! Обычно, захлебываясь от избытка эмоций, он говорит отдельными фразами, а недостаток слов восполняет жестами, мимикой, движениями тела. Это происходит от того, что мысли опережают слова. Плохо, если такая форма выражения станет привычной для него. Помогите дошкольнику конкретными вопросами рассказать, что понравилось, чему рад, чем восхищается, что можно сделать по-другому.
Не исключается и другая крайность, когда взрослые много разговаривают с ребенком о непонятных ему вещах, перегружая его словарь трудными и малопонятными словами. Так может сформироваться привычка говорить, не вникая в смысл слов, вырабатывается пустословие (вербализм).
Помочь детям сознательно усваивать слова и активно пользоваться ими могут следующие упражнения:
«Подбери определение» — например к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, красное, вкусное, червивое, румяное.
«Узнай предмет по определению» — белое, длинное, чистое, махровое …(полотенце)
«Кто что делает?» — повар…(варит, жарит, печет), снег (падает, кружиться, тает)
«Что чем делают?» — рисуют …карандашом, мелом, ручкой, кисточкой.
«Назови части целого»- дерево (ствол, корни, ветки, листья) и т. п.
Что читать детям для развития речи
В возрасте 2,5 — 3 лет книга прочно входит в число наиболее привлекательных игр для детей. Привлечь ребенка к книжке, привить любовь к слушанию – главная задача взрослых. Именно сейчас решится, будет ли ваш малыш пытливым, внимательным читателем или он так и проживет без книг, без их мудрости.
В этом возрасте дети любят слушать стихотворные тексты, и они очень полезны, так как воспитывают чувство рифмы, привлекают внимание детей к звучанию слов; помогают усвоить грамматические формы языка, формируют вкус и чувство слова у будущих читателей.
К 4 годам ребенок способен пересказать знакомую сказку, конечно, в том случае, если ему с раннего возраста систематически читали или рассказывали сказки, рассказы, стихи, учили следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Первоначально пересказ возможен в форме ответов на вопросы. Затем можно попробовать совместный пересказ, когда взрослый, рассказывая сказку, побуждает ребенка произносить отдельные слова и предложения.
В этом возрасте рекомендуем читать народные сказки с повторяющимися действиями: «Колобок», «Репка», «Лиса и волк», «Заяц-хваста», «Теремок», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой», «Три поросенка».
Родителям нужно понять одно очень важное правило при выборе книг для чтения: своевременность того или иного литературного произведения. Плохо не только слишком рано знакомить ребенка со сказкой (когда он её ещё не понимает), но и слишком поздно (когда она ему уже неинтересна). Важно соблюдать постепенность в чтении. Волшебные сказки со сложным фантастическим сюжетом ещё не доступны 4-летнему ребенку, а «Курочку Рябу» лучше прочесть 2-летнему ребенку. Каждой сказке – свой возраст. Это же правило касается и зарубежных сказок, но предпочтение стоит отдавать своим, как более понятным.
Возросшим познавательным потребностям детей 5-6 лет должен соответствовать и круг чтения: кроме сказок, которые усложняются ( появляются волшебные сказки, сказки Пушкина), детям следует прочитать рассказы К. Ушинского, А. П. Чехова, Л. Толстого, книги познавательной направленности Н. Сладкова, В. Бианки, Ю. Дмитриева. К стихам и сказкам К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто добавляются стихотворные произведения В. Маяковского, Б. Заходера, Ф. Тютчева, А. Пушкина. Можно попробовать читать тексты большого объёма, которые не прочтёшь за один раз. Чтение с продолжением очень полезно, возможно, оно перерастет в традицию семейного чтения по вечерам.
Взаимосвязь движений и речи
Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова.
Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь не большим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.
У нормально развивающегося ребенка первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после 1 года и 2 месяцев — 1 года и 3 месяцев ребенок не произносит ни одного слова — нужно бить тревогу. После полутора лет у ребенка в норме появляются двухсловные предложения: «Мама, дай; папа, би-би». Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300. К концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3-4 раза. Появляются многословные предложения. Ребенок способен рассказать почти наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. В три года ребенок может правильно произносить большинство звуков в речи. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и — особенно — в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.
Знакомство с различными видами игр и упражнений, направленных на коррекцию речевых нарушений, применяя общую и мелкую моторику.
Упражнения с пальчиками.
Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих пальчиков воспитывается специальными упражнениями. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения пальцев.
Пальчиковые упражнения включают в себя:
-упражнения для массажа (пощипывание, прижимание, похлопывание, постукивание и т.д.)
-упражнения с предметами (эспандер, прищепки, «ежики», пробки, горошки, шары, бусы, платочки, счетные палочки и т.д.)
-упражнения без предметов.
Упражнения с мячом.
Игры с мячом известны с древних времен, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр.
Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр.
В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка — ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.
В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток. Затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по своей упругости не уступал резиновому. Настоящие же резиновые мячи могли позволить себе только дети из богатых семей.
Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества — на любой вкус. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие. Однако опросы родителей за последние три года показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Не знают родители и игр с мячом, соответственно не могут научить им и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называли футбол.
Виды игр с мячом:
-игры на развитие ориентировки в пространстве. Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Предлагаемые упражнения с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи.
-игры с мячом, направленные на развитие звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.
-игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи (закрепление обобщающих слов, обогащение словаря, словообразование, образование множественного числа имен существительных, употребление предлогов).