На протяжении многих лет воспитателями дошкольного образования ведется работа по оздоровлению воспитанников и по предупреждению детского травматизма. Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение детского травматизма, в нашем детском саду проводятся целенаправленно.
По статистике для каждой возрастной группы присущи свои наиболее типичные причины травм и травмоопасные ситуации.
Для воспитанников младшей группы наиболее опасны мелкие предметы, основные двигательные навыки у них еще недостаточно сформированы, поэтому травмы в этом возрасте обусловлены падениями. У малышей необходимо развить двигательные навыки и умения ориентироваться в окружающей обстановке, играть с игрушками. С возрастом характер повреждений изменяется: увеличивается доля ран, ушибов, растяжений. Для детей дошкольного возраста характерно активное участие в окружающей жизни, основным местом происшествия для них становится двор. Увлекаясь, они теряют над собой контроль и поэтому наиболее часто получают травмы в игровых ситуациях А различные колющие и режущие предметы при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.
Основной причиной несчастных случаев с воспитанниками является слабый контроль со стороны взрослых. В целях предупреждения детского травматизма в нашем учреждении дошкольного образования создана система профилактической работы по предупреждению травматизма с участием всех субъектов образовательного процесса: педагогов, воспитанников и родителей.
Главная цель этой работы – формирование у воспитанников осознанного умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их.
Особая нагрузка при этом ложится на педагогов . В любое время года педагог должен выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях учреждения дошкольного воспитания, но и во время прогулок и деятельности воспитанников на территории учреждения, должен разумно организовать деятельность детей в течение дня, согласно требованиям СанПиН к организации режима дня; в тоже время должен научить малышей быть осторожными, вести себя грамотно в любой ситуации.
В работе по профилактике детского травматизма наше учреждение дошкольного образования придерживается следующей системы:
I. Организационно-профилактические мероприятия
Четко выполняются требования безопасности к оснащению территории учреждения дошкольного образования:
• Оборудование, расположенное на территории, дважды в год осматривается на предмет нахождения в исправном состоянии с составлением дефектных актов.
• Воспитатели и администрация ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и игровых площадок.
• Постоянно проводятся мероприятия по уборке мусора, декоративной обрезки кустарников, вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли.
• В зимний период проводятся мероприятия по очистке от снега и сосулек крыши, дорожек, детских площадок, посыпанию песком.
• Воспитатели постоянно ведут контроль и страховку воспитанников во время игр, содержат выносной материал в исправности и соответствии требованиям безопасности.
• Медицинская сестра принимает участие в занятиях по ЗОЖ.
• Руководитель физвоспитания организует физкультурные досуги по ПДД, пожарной безопасности, ЗОЖ.
• Музыкальный руководитель организует праздники, развлечения по ПДД, пожарной безопасности, ЗОЖ.
• Мероприятия проводятся только после тщательного осмотра места проведения и используемого оборудования.
II. Организационно-профилактические мероприятия с педагогами
• Заведующим проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья детей.
• Для педагогов проводятся консультации «Методика организации работы с детьми по воспитанию безопасного поведения на улице и дорогах в разных возрастных группах», «Взаимодействие с семьей по предупреждению травматизма у воспитанников».
• В группах составлены картотеки художественной литературы, дидактических игр по ПДД и основам безопасности жизнедеятельности.
• Одним из приоритетных направлений деятельности нашего учреждения дошкольного образования является формирование у воспитанников бережного и ответственного отношения к здоровью путем целенаправленного закрепления правил безопасного поведения.
III .Организационно-профилактические мероприятия с воспитанниками
Работа с воспитанниками проводится с использованием различных форм и методов:
• В специально-организованной деятельности по образовательным областям: ребенок и общество, ребенок и природа, развитие речи, искусство.
• Беседы индивидуальные, подгрупповые («Осторожно Дорога», «Встречи на улице», «Внимание – огонь не игрушка», «Игры во дворе», «Откуда может прийти беда» и т. д.).
• В группах оформлены «Уголки безопасности».
• Встречи с интересными людьми.
• Игры — подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые.
• Праздники, досуги, развлечения, викторины, акции, конкурсы.
• Просмотр презентаций, фильмов, прослушивание аудио записей.
IV. Организационно-профилактическая работа с родителями
Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы . Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Проблему безопасности ребенка невозможно решить только в рамках учреждения дошкольного образования без участия родителей. Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания, а предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить в семье.
Проводятся следующие формы взаимодействия с родителями:
• Родительские собрания.
• Материал на информационных стендах.
• Проведение бесед индивидуальных, подгрупповых.
• Показ выставок детского творчества.
• Дискуссионные встречи с интересными людьми за «круглым столом».
• Выпуск газет и памяток для родителей.