Настроение – это как мы себя чувствуем. Настроение бывает радостным, веселым, грустным, безразличным, злым. Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Деление это условно, так как психика целостна и все психические явления в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эмоции воздействуют на все компоненты познания ребенка: на ощущение, восприятие, память и мышление. К основным или фундаментальным эмоциям относятся: интерес, радость, удивление, печаль, злость, гнев.
Настроение выражается с помощью эмоций и чувств.
Условия формирования позитивных, радостных эмоций и чувств в семье:
- доброжелательные отношения между родителями и детьми, основанные на безоговорочной любви к ребенку;
- оптимистическая вера в ребенка (у тебя все получится, какой ты молодец, как ты хорошо рисуешь и т.д.);
- совместная деятельность с ребенком в семье; право ребенка на свободный выбор (играть, рисовать, мастерить, лепить и т.д.);
- право ребенка на ошибку (если ребенок что-то пролил, разбил и т.д. сделайте вид, что Вы не заметили, или с юмором разрешите неприятную ситуацию для ребенка);
- право ребенка на собственную точку зрения (такие высказывания со стороны родителей неуместны в адрес ребенка: «Ты еще мал, помолчи»; «Станешь взрослым, потом посмотрим» и т.д.);
- пример родителей, которые показывают свое отношение к ребенку, социальному миру.
Ощущение доброго отношения к себе позволяет ребенку пережить положительные эмоции как свидетельство признания его со стороны родителей.
Ребенок будет успешно развиваться только тогда, когда у него будет бодрое, жизнерадостное настроение. Ласка и внимание – вот главные источники, питающие, поддерживающие детскую радость.
Заботливое отношение к ребенку помогает развитию у него оптимизма, уверенности в своих силах, активности.
Настроение можно прочитать:
- по глазам (они светятся, искрятся, становятся веселыми);
- по лицу (лицо расцветает улыбкой, уголки губ поднимаются кверху, около глаз собираются морщинки);
- по походке (движения легкие, летящие);
- по жестам, мимике;
- по словам (слова произносятся с теплотой и любовью).
Способы, повышающие настроение у детей
Одним из ведущих способов является игра. Предлагаем Вашему вниманию серию игр, упражнений, которые дети очень любят.
Игра «Улыбнись»
Детям предлагается улыбнуться как:
- кот на солнце;
- само солнце;
- как мама;
- как Буратино;
- как хитрая лиса;
- как будто ты увидел чудо.
Игра «Кто расскажет о себе хорошее»
- ребенок рассказывает о своем хорошем поступке;
- мама рассказывает о своем хорошем поступке;
- папа рассказывает, как он заботится о своей семье;
- бабушка рассказывает, как она любит своих внучат.
Игра «Лото настроений»
Мама или папа предлагают изобразить и отыскать в наборе животных радостное настроение, удивленное, веселое.
Игра «Мое настроение»
Детям предлагается показать свое удивленное, радостное, веселое настроение.
Игра «Дружба»
Дружат в нашей семье все.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать.
Раз, два, три, четыре, пять начинай считать опять.
Игра «Встреча эмоций»
Мама или папа изображают радостную эмоцию, сын (или дочка) изображают грусть. Затем меняются. После этого обсуждают, как их можно помирить.
Игра «Продолжи фразу»
Мама говорит своему ребенку: «Я радуюсь, когда…», «Я обижаюсь, когда…», «Я грущу, когда…» и т.д.
Игра «Волшебный сон»
Ребенок лежит на кровати. Мама или папа дают установку: начинается «Волшебный сон». «Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем… Дышится легко, ровно, глубоко».
Следующим способом, повышающим настроение у детей и взрослых, является продуктивная деятельность(рисование, лепка, аппликация).
Рисование на тему «Радость». Представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему – «Радость». Возьмем листочки и карандаши и нарисуем радость так, как нам хочется. Затем родители и дети (ребенок) рассказывают о том, что они нарисовали. Рисование способствует формированию у детей спокойствия, радости, удивления, воображения, снятию чувства страха и гнева.
Дети любят рисовать «Кляксы» (красками), свободное и тематическое рисование. Иногда дети окрашивают лицо изображаемого человека или фон вокруг него в тот цвет, который у них ассоциируется с тем или иным эмоциональным состоянием. Многие из них для показа гнева на лице используют черную или красную краску. С помощью цвета ребенок может сигнализировать и о своем эмоциональном состоянии. Многие дети с пониженным фоном настроения любят сиреневые и лиловые тона. Серые и коричневые тона часто употребляются напряженными, конфликтными и расторможенными детьми. Вместе с тем эта связь оченьиндивидуальна.
Эмоциональному сближению детей и взрослых способствует выполнение совместной работы «Новый год», «К нам пришли гости», «Спящая красавица», «Мы любим цирк» и т.д.
Немаловажную роль в повышении эмоциональных состояний играют сказки и произведения художественной литературы.
Например, «Составь портрет». Для этого понадобится следующий материал: 3 листа бумаги поделены пополам. На одной половине листа изображен портрет Колобка, испытывающего радость (грусть, злость, страх, удивление), на второй – лицо Колобка без глаз и рта. На отдельных листах предлагаются части лица Коробка (глаза, рот).
Нужно определить, какое настроение у Колобка.
Вопросы могут быть примерно такого плана:
- кто изображен на картинке? (Колобок)
- какое настроение у Колобка?
- как ты думаешь, почему Колобок радуется?
- что тебе подсказало, что Колобок радуется? (…грустит …злится … и т.д.).
В любой ситуации, правильно или неправильно ребенок отвечает, следует хвалить ребенка, верить в его силы (что можно добавить к тому, что ты сказал ? А как по-другому можно сказать? и т.д.)
- Угадай, из какой сказки?
10 картинок-пазлов, на которых изображены эпизоды из сказок.
Из сказки «Репка»:
- увидел дед – выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая (удивление)
Из сказки «Теремок»:
- медведь полез на теремок. Испугались звери, что теремок не выдержит и рухнет (страх).
Из сказки «Три медведя»:
- вернулись медведи с прогулки, глядят, а за столом… девочка (удивление).
Из сказки «Зайкина хатка»:
- заяц рассказывает петушку, что его лиса из дома выгнала (грусть).
Еще одним способом, повышающим настроение у детей и взрослых, является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям с рождения. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение детей. Музыка (классическая, лирическая, ритмическая, народная и т.д.) должна звучать в семье, так как она способствует стабилизации эмоциональных состояний детей и взрослых. Например, такая как Г.Вагнер «Танец медвежонка»; А.Гречанинов «Мазурка»; Д.Кабалевский «Галоп», «Плакса», «Злюка»; П.И.Чайковский «Вальс» цикл «Времена года», «Подснежник», «Мама» и др.