«Влияние физических упражнений на морфофункциональное развитие детей 2-3 лет»

Изображение

Физическое воспитание является основой гармоничного физического и личностного развития ребёнка 2-3 лет. Именно в этот период осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, создаются благоприятные условия для закаливания, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками и др.

Раскроем  особенности влияния физических упражнений на морфофункциональное развитие детей 2-3 лет. Морфофункциональное (физическое) развитие — это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Морфофункциональное развитие характеризуется изменениями трёх групп показателей:

- телосложения (длина и масса тела, осанка, объёмы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые определяют, прежде всего, биологические формы, или морфологию, человека;

- здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечнососудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.;

- развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.)

Рассмотрим особенности морфофункционального и психомоторного развития детей третьего года жизни во взаимосвязи с применяемыми средствами и методами физической культуры.

Морфологические показатели. К трём годам масса тела ребёнка составляет от 13,1 до 16,9 кг, рост  91-99 см. Характерной особенностью периода раннего онтогенеза является незавершённость развития, определяющая специфику реакций детского организма на разные внешние воздействия, в том числе и на физические упражнения. Физическое развитие характеризуется непрерывным изменением основных показателей: роста, веса, окружности головы и грудной клетки. Применение рационально подобранных физических упражнений может быть естественным регулятором гармоничного развития.

Опорно-двигательный аппарат. Физиологические изгибы позвоночника ребёнка третьего года жизни неустойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий, т.к. костная система имеет  значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки.

Следует помнить, что чрезмерные физические нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета, вызывают искривление костей. Вместе с тем умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения в ходьбе, беге, лазании, прыжках, наоборот, стимулируют рост костей, способствуют их укреплению.

Особое внимание  необходимо уделять развитию свода стопы, которая на втором и частично третьем году жизни  отличается обилием жировой ткани. Большой объём подкожного жира на стопе сохраняется до трёхлетнего возраста, выполняя важные функции по увеличению площади опоры и амортизации при ходьбе. Очень полезны для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы упражнения в лазании по гимнастической лестнице, по наклонной плоскости, в ходьбе по ребристой доске, массажным коврикам и др. А вот упражнения в прыжках следует  чередовать с отдыхом, т.к. значительная прыжковая нагрузка на неокрепшую стопу может навредить её формированию.

Дыхательная система. Частота дыхания к 3 годам составляет 25-30 вдохов в минуту. Носовые ходы и воздухоносные пути становятся шире и длиннее, однако трахея и бронхи ещё сравнительно узки, что сохраняет опасность резкого сужения их просвета и расстройств дыхания при бронхитах, трахеитах, ОРЗ, гриппе. Ребёнок двух-трёх лет ещё не может сознательно регулировать дыхание и согласовывать его с движением. Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки.

Сердечно — сосудистая система. Частота сердечных сокращений у детей 2-3 лет составляет 115-125 уд/мин. Такой высокий пульс объясняется недостаточно выработанными адаптационными механизмами, относительно большим количеством крови на единицу массы тела, повышенной потребностью тканей в кислороде, предъявляющих сердцу ребёнка повышенные требования, заставляя выполнять его сравнительно большую работу, чем сердце взрослого.

Работа сердца в раннем возрасте находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса.

Мышечная система. У детей 2-3 лет она развита слабо, мышечные волокна тонкие. Масса всех мышц составляет лишь 20- 23% массы тела, в то время как у взрослого — 42%. С возрастом мышечная масса постепенно нарастает, в основном за счёт утолщения мышечных волокон. Рост мышечной ткани связан с повышением уровня двигательной активности ребёнка.

Центральная нервная система к трём годам становится заметно выносливее. Периоды торможения сокращаются, увеличиваются промежутки активного бодрствования ребёнка. Совершенствуются функции коры головного мозга, развивается память на события, произошедшие несколько месяцев назад, накапливается словарный запас. К трём годам у ребёнка бывает обычно достаточно развита способность к анализу и синтезу воздействий окружающей среды. В этих процессах значительная роль принадлежит не только непосредственному восприятию, но и речи, с помощью которой ребёнок обобщает и уточняет воспринимаемую информацию. На третьем году жизни дети умеют сосредоточиваться на одном виде деятельности довольно длительное время  до 10-15 мин. Однако способность к концентрации возбуждения легко нарушается при изменении обстановки. Дети мгновенно отвлекаются, например, при возникновении шума или появлении посторонних.

Рассмотренные выше морфофункциональные показатели имеют непосредственное влияние на психомоторное развитие детей 2-3 лет, которое характеризует процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений в психике и моторике, влияющих на становление личности и определяющих формирование двигательных действий в зависимости от возраста, врождённых и наследственных качеств ребёнка.         Развитие эмоциональных реакций — важный момент в психомоторном развитии детей 2-3 лет. Ребёнок внимателен к тому, что для него представляет непосредственный интерес, вызывает эмоции, запоминает то, что привлекает его внимание. Поэтому содержание физических упражнений должно увлечь, заинтересовать. Самой благоприятной средой для психомоторного развития детей раннего возраста является проявление со стороны взрослых внимания, заботы, ласки, поощрения.

У детей 2-3 лет преобладает наглядно — действенный тип мышления. Его отличительная особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную и познавательную деятельность, которую ребёнок осуществляет с реальными предметами (игрушками, физкультурным оборудованием). Следовательно, основная деятельность ребёнка третьего года жизни — предметная, в процессе которой он познаёт свойства различных предметов; отделяет предмет от действия, тем самым имея возможность сравнить своё действие с действием взрослого.

Основным условием физического воспитания детей 2-3 лет является обязательное использование метода показа физических упражнений при одновременном выполнении их детьми. Движения ребёнка данного возраста считаются правильными, когда, повторяя упражнение за взрослым, он воспроизводит лишь самое основное. Отсутствие высокой точности и чёткости в выполнении движения, а также неумение воссоздать отдельные его элементы не считаются для детей раннего возраста ошибкой.

Таким образом, морфофункциональное развитие детей 2-3 лет имеет свою специфику и постоянно изменяется по своим количественным и качественным показателям, на которые оказывают непосредственное влияние физические упражнения. Построение процесса физического воспитания с учётом рассмотренных особенностей морфофункционального и психомоторного развития детей третьего года жизни позволит  укрепить здоровье воспитанников, сформировать у них интерес к активной двигательной деятельности.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.