ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

Инструктивно-методическое письмо
Министерства образования Республики Беларусь

Приоритетные направления деятельности
системы дошкольного образования в 2017/2018 учебном году

Приоритетными направлениями деятельности системы дошкольного образования в 2017/2018 учебном году являются:

Сохранение доступности дошкольного образования:

развитие разных форм организации дошкольного образования;

расширение спектра образовательных услуг для детей, не посещающих учреждения дошкольного образования;

организационное и программно­методическое обеспечение получения дошкольного образования в условиях семьи (семейное воспитание);

развитие экономической самостоятельности учреждений дошкольного образования.

Обеспечение здоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования на основе межведомственного взаимодействия:

сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья воспитанников;

профилактика детского травматизма;

обеспечение качественного взаимодействия с территориальными организациями здравоохранения по совершенствованию медико­психолого­ педагогического сопровождения воспитанников.

Совершенствование качества образовательного процесса:

внедрение в педагогическую практику современных образовательных технологий, в том числе информационных коммуникативных технологий (ИКТ), электронных образовательных ресурсов (ЭОР);

обеспечение учреждений дошкольного образования современными средствами обучения;

повышение квалификации, обеспечение своевременной переподготовки педагогических работников учреждений дошкольного образования, не имеющих образования, соответствующего квалификационным требованиям.

прием, перевод и отчисление воспитанников

Постановка на учет ребенка для получения дошкольного образования и выдача направления в государственное учреждение образования осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами по месту нахождения государственного учреждения образования.

Прием лица в учреждение дошкольного образования осуществляется его руководителем в течение календарного года при наличии в нем свободных мест на основании:

заявления законного представителя воспитанника;

направления в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения дошкольного образования;

медицинской справки о состоянии здоровья;

заключения врачебно­консультационной комиссии (для санаторных яслей­садов, санаторных детских садов, санаторных групп);

заключения государственного центра коррекционно­развивающего обучения и реабилитации (для специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания).

Определение в учреждение дошкольного образования несовершеннолетних иностранных граждан

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) несовершеннолетние иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие в Республике Беларусь, а также несовершеннолетние иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита в Республике Беларусь либо которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь, имеют право на дошкольное образование наравне с несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь.

Определение несовершеннолетних иностранных граждан в учреждения дошкольного образования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Пунктом 27 Правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.01.2006 № 73, определено, что контроль за временным пребыванием, временным проживанием иностранцев в Республике Беларусь осуществляется органами внутренних дел во взаимодействии с органами государственной безопасности, органами пограничной службы и Министерством иностранных дел путем осуществления проверки проживания иностранцев по месту временного пребывания либо по месту временного проживания, срока временного пребывания иностранцев или срока действия разрешения на временное проживание, установления возможных оснований для сокращения иностранцам срока временного пребывания, аннулирования разрешения на временное проживание, получения иных сведений, которые могут относиться к их пребыванию в Республике Беларусь, а также осуществления иных полномочий в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Перевод воспитанников в другое
учреждение дошкольного образования

Перевод воспитанника в другое учреждение дошкольного образования осуществляется:

по инициативе законного представителя воспитанника;

в случаях прекращения деятельности учреждения дошкольного образования с согласия законного представителя воспитанника.

В случае перевода воспитанника в другое учреждение дошкольного образования законный представитель воспитанника подает заявление на имя руководителя учреждения дошкольного образования, в которое он желает перевести ребенка, и документы, предусмотренные при приеме лица в учреждение дошкольного образования.

Прием в учреждение дошкольного образования в связи с переводом из другого учреждения дошкольного образования оформляется приказом руководителя учреждения дошкольного образования.

Отчисление (прекращение образовательных отношений)

Подпунктом 5.6. пункта 5 статьи 79 Кодекса определено, что досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе учреждения образования (в том числе учреждения дошкольного образования) осуществляется в случае длительного отсутствия (более тридцати дней) без уважительных причин на занятиях в течение года.

Министерство образования Республики Беларусь не устанавливает перечень уважительных причин.

Руководитель учреждения дошкольного образования вправе самостоятельно в каждом отдельном случае (с учетом конкретных обстоятельств) решать вопрос о том, являются ли те или иные причины отсутствия воспитанника в учреждении дошкольного образования уважительными.

Решение о сохранении места воспитанника в учреждении дошкольного образования принимается в интересах детей. В случае возникновения разногласий этот вопрос решается отделом (управлением) образования, спорта и туризма, на территории которого находится учреждение дошкольного образования, посещаемое ребенком.

Решение об отчислении (прекращении образовательных отношений) воспитанника принимает руководитель учреждения дошкольного образования путем издания приказа, в котором указывается основание отчисления.

В частности, уважительными причинами могут признаваться такие обстоятельства, которые объективно препятствуют родителям (законным представителям) воспитанника привести своего ребенка в учреждение дошкольного образования:

болезнь ребенка;

санаторно­курортное лечение;

пребывание ребенка на домашнем режиме (по рекомендации учреждения здравоохранения);

карантин;

наличие листка временной нетрудоспособности у родителей (законных представителей) воспитанника;

отпуск родителей (законных представителей) воспитанника;

служебная командировка родителей (законных представителей) воспитанника;

выходные дни родителей (законных представителей) воспитанника, в том числе работающих по скользящему графику работы, при предоставлении дополнительного свободного от работы дня в неделю матерям в соответствии со статьей 265 Трудового кодекса Республики Беларусь;

простой организации (подразделения), в которой работают родители (законные представители) воспитанника;

временная потеря работы родителями (законными представителями) воспитанника по независящим обстоятельствам;

каникулы (летние — 90 календарных дней, зимние — 10 календарных дней, весенние — 10 календарных дней);

предписания санитарно­эпидемиологической службы о закрытии учреждения дошкольного образования;

наступление чрезвычайных обстоятельств, в том числе временная приостановка работы транспорта;

непредвиденные семейные обстоятельства (переезд, смерть или болезнь близких родственников).

Посещение учреждений дошкольного образования детьми 6 лет

В соответствии со статьей 144 Кодекса срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению родителей (законных представителей) воспитанников.

Пунктом 2 статьи 147 Кодекса определено, что образовательный процесс в учреждении дошкольного образования осуществляется круглогодично. До момента приема в первый класс учреждения общего среднего образования и издания руководителем учреждения дошкольного образования соответствующего приказа о прекращении образовательных отношений с указанием в основании причины, ребенок является воспитанником учреждения дошкольного образования и может посещать его на общих основаниях. Таким образом, воспитанники старшей группы, которые 1 сентября пойдут в школу, могут посещать учреждение дошкольного образования в летний период по 31 августа включительно.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основными формами организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования являются игра, занятие.

Максимальная нагрузка на воспитанников раннего и дошкольного возраста при проведении специально организованных форм образовательного процесса — игры (занятия), регламентированных типовым учебным планом, количество и виды занятий, их длительность и место в распорядке дня должны определяться педагогическим работником в соответствии с учебной программой дошкольного образования, учебным планом учреждения дошкольного образования, разработанным и утвержденным в установленном законодательством порядке, с учетом состояния здоровья, физиологической подготовленности воспитанников.

Длительность занятий с воспитанниками в возрасте от 2 до 3 лет и от 3 до 4 лет должна составлять до 10—15 минут, с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет — до 20—25 минут, с воспитанниками в возрасте от 5 до 7 лет — до 30—35 минут, физкультминуток — не менее 1,5—3 минут.

Продолжительность перерывов между занятиями должна быть 10—12 минут. Во время перерывов проводятся подвижные игры умеренной интенсивности.

Такое распределение времени для занятий дается как примерное. Они могут меняться в зависимости от поставленных задач, заинтересованности детей деятельностью, их самочувствия и др.

В начале и конце недели должны предусматриваться облегченные по содержанию и умственной нагрузке занятия. Домашние задания во всех возрастных группах задаваться не должны.

В учреждении дошкольного образования устанавливаются каникулы, в период которых занятия с воспитанниками не проводятся. В период каникул проводится только физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа с воспитанниками.

Общая продолжительность каникул составляет 110 дней: летние – 90 календарных дней, зимние – 10 календарных дней, весенние – 10 календарных дней.

организация групп кратковременного пребывания воспитанников

В учреждениях дошкольного образования могут создаваться группы кратковременного пребывания воспитанников: адаптационные, прогулочные, выходного дня, вечерние, по подготовке к школе, сезонные площадки, игровые площадки, Материнские школы и др.

Группы кратковременного пребывания (от 2 до 7 часов) функционируют по гибкому режиму: ежедневно, несколько дней в неделю, месяц, год.

Наполняемость групп кратковременного пребывания устанавливается как для разновозрастной группы в соответствии с Кодексом, Положением об учреждении дошкольного образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150 (далее – Положение об учреждении дошкольного образования) – 12 воспитанников.

В группах с кратковременным пребыванием воспитанников занятия должны быть организованы в первую или вторую половину дня работы учреждения дошкольного образования, в выходные дни – не более 4-5 раз в неделю для воспитанников 4-5-летнего возраста, не более 5-6 раз в неделю для воспитанников 5-6-летнего возраста.

В вышеуказанных группах возможно совместное пребывание воспитанников и их законных представителей.

В учреждении дошкольного образования могут функционировать различные модели групп кратковременного пребывания воспитанников в зависимости от запросов их законных представителей и ресурсных возможностей учреждения дошкольного образования.

Например:

– группы кратковременного пребывания детей в специально оборудованном помещении. Вариантом данной модели является организация двух – или трехсменной работы групп: с 8.00 до 11.00, с 15.00 до 18.00 и др.

– кратковременное пребывание детей в функционирующей группе учреждения дошкольного образования. Эта модель не требует специально выделенной группы и закрепленных за ней воспитателей дошкольного образования. Воспитанников распределяют по постоянно действующим группам, соответствующим возрасту каждого ребенка. Они включаются в образовательный процесс на тот промежуток времени, на который родители (законные представители) оставляют их в учреждении дошкольного образования.

Адаптационные группы кратковременного пребывания детей организуются с целью адаптации детей к учреждению дошкольного образования. Могут функционировать в специально оборудованном помещении учреждения образования.

Прогулочные группы предполагают кратковременное пребывание детей в функционирующей на постоянной основе группе учреждения дошкольного образования, их включение в образовательный процесс на период проведения прогулки.

Группы выходного дня, вечерние группы создаются с целью оказания помощи родителям в воспитании и развитии детей в выходные дни и вечернее время. В такие группы могут быть приняты дети, не посещающие учреждение дошкольного образования, а также дети, которые посещают учреждение образования на постоянной основе.

Группы по подготовке к школе создаются для детей, не посещающих учреждения дошкольного образования. Целью их функционирования является обеспечение единых стартовых условий для воспитанников, поступающих в учреждения общего среднего образования, на основе содержания учебной программы дошкольного образования для детей от 6 до 7 лет.

Сезонная площадка может быть организована по запросам родителей на базе учреждения дошкольного образования или специально выделенного помещения при условии соответствия жилых помещений жилищного фонда (коттеджной застройки) требованиям технических нормативных правовых актов. Сезонная площадка организуется на период посевной, уборочной страды в учреждении дошкольного образования, расположенного в сельской местности.

Игровые площадки создаются для обеспечения освоения ребенком социального опыта, общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности.

«Материнские школы» создают условия для разностороннего развития воспитанников и повышения психолого-педагогической культуры родителей. Предполагают совместное пребывание взрослого и ребенка в условиях учреждения дошкольного образования и систематическое посещение педагогическими работниками семьи воспитанника с целью оказания помощи родителям в воспитании, обучении и развитии ребенка.

Работа с родителями (законными представителями) воспитанников, реализуемая в условиях «Материнской школы», представлена в учебной программе дошкольного образования (интернет­портал Министерства образования Республики Беларусь (http://edu.gov.by), раздел «Дошкольное образование» / рубрика «Учебно-программная документация образовательной программы дошкольного образования»).

Функционирование групп кратковременного пребывания может осуществляться на платной основе по решению местных исполнительных и распорядительных органов при условии обеспечения права граждан на бесплатное дошкольное образование на территории соответствующей административно­территориальной единицы в государственных учреждениях дошкольного образования, государственных иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Оказание образовательных услуг на платной основе в учреждениях дошкольного образования

Оказание образовательных услуг на платной основе в учреждениях дошкольного образования осуществляется на основании договора о платных услугах в сфере образования. Типовая форма договора о платных услугах в сфере образования утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21 июля 2011 г. № 99 «Об утверждении типовых форм договоров в сфере образования».

Стоимость услуги на платной основе формируется учреждением образования самостоятельно в соответствии с действующим законодательством. Затраты, включаемые в себестоимость услуги, определяются на основании экономически обоснованных норм и нормативов, утверждаемых руководителем учреждения дошкольного образования, если иное не установлено законодательством.

Запрещается устанавливать учреждениям дошкольного образования нормативы по осуществлению приносящей доходы деятельности.

При осуществлении платных услуг в сфере дошкольного образования,
т. е. приносящей доходы деятельности, данные положения должны быть в обязательном порядке отражены в уставе учреждения дошкольного образования в разделе «Финансовая и хозяйственная деятельность учреждения дошкольного образования». В случае осуществления учреждением дошкольного образования деятельности, приносящей доходы, полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет их имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения дошкольного образования и учитываются на отдельном балансе (если иное не предусмотрено законодательством). Также в данном разделе устава учреждения дошкольного образования доходы, полученные за счет осуществления деятельности, соответствующей целям и предмету деятельности учреждения дошкольного образования, необходимо отобразить в качестве источников формирования имущества учреждения дошкольного образования.

Пунктом 2 статьи 79 Бюджетного кодекса Республики Беларусь установлено, что бюджетные организации (за исключением государственных органов, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь) могут осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности организаций либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных их учредительными документами, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций.

Министерство образования обращает внимание, что пунктом 30 Положения об учреждении дошкольного образования, определены основные цели деятельности учреждения дошкольного образования: обеспечение разностороннего развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, содействие приобретению им социального опыта. Следовательно, организация иных видов услуг не является целью деятельности государственных учреждений дошкольного образования.

Оказание платных услуг в сфере образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, ухудшать качество предоставления услуг в сфере образования, которые оказываются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.

Организация полиязычного пространства

в учреждениях дошкольного образования

В соответствии со статьей 90 Кодекса язык обучения и воспитания в учреждении образования определяет его учредитель, а право граждан на выбор языка обучения и воспитания на одном из государственных языков Республики Беларусь обеспечивается развитием сети учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания, что позволяет обеспечивать становление целостной личности воспитанника, его развитие путем интеграции в две родственные культуры средствами белорусского и русского языков.

С учетом пожеланий родителей (законных представителей) несовершеннолетних учреждения дошкольного образования формируют группы, которые организуют образовательный процесс как на русском, так и на белорусском языке. При отсутствии достаточного количества детей для формирования отдельной группы в учреждении дошкольного образования создаются необходимые условия для получения образования на белорусском языке.

С целью обеспечения максимально благоприятных условий для развития речевых навыков, приобщения воспитанников к белорусской национальной культуре, успешности формирования двуязычия должно создаваться коммуникативное окружение, обеспечивающее включение двух языков в разнообразные виды детской деятельности, а также проведение специально организованных форм образовательного процесса в соответствии с содержанием учебной программы дошкольного образования. Следует обратить внимание на создание соответствующей предметно-пространственной среды, повышение профессионального уровня педагогических работников в вопросах лингвистического и речевого развития воспитанников в условиях близкородственного двуязычия, участие родителей в предоставлении возможности детям формулировать мысли на двух языках. Этому способствует созданное научно-методическое обеспечение образовательного процесса учреждений дошкольного образования, которое издается как на русском, так и на белорусском языках.

В учреждении дошкольного образования в соответствии с пожеланиями законных представителей воспитанников по решению местных исполнительных и распорядительных органов, согласованному с Министерством образования Республики Беларусь, могут создаваться группы, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства либо изучается язык национального меньшинства. Министерство образования рекомендует принять меры, направленные на расширение возможности получения дошкольного образования на языке национального меньшинства и обеспечение права каждого гражданина в соответствии с Конституцией Республики Беларусь выбирать язык обучения. С этой целью необходимо организовывать разъяснение нормативных правовых актов о возможности выбора языка обучения в индивидуальных беседах с родителями, родительских собраниях, через средства массовой информации, сайты и порталы управлений (отделов) образования, учреждений дошкольного образования.

Организация образовательного процесса по изучению языка национального меньшинства регламентируется нормативными правовыми актами в сфере дошкольного образования Республики Беларусь.

Образовательный процесс в учреждениях дошкольного образования (группах) с изучением языка национального меньшинства осуществляется в соответствии с содержанием учебной программы дошкольного образования, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь.

Обучение, воспитание и развитие воспитанников в указанных учреждениях (группах) осуществляются с использованием учебных изданий, утвержденных или допущенных в качестве соответствующего вида издания Министерством образования Республики Беларусь.

Учебные издания стран, к которым этнически принадлежит национальное меньшинство, могут быть использованы в качестве пособий при условии их соответствия содержанию учебной программы дошкольного образования.

Ознакомление воспитанников с культурой, традициями, обычаями людей, говорящих на языке национального меньшинства, осуществляется во всех возрастных группах в разнообразных видах детской деятельности (общение, предметная, игровая и др.).

Специально организованная деятельность (занятия) по изучению языка национального меньшинства осуществляется с воспитанниками от 4 до 5 лет; от 5 до 6 лет и от 6 до 7 лет в рамках реализации базового компонента, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования. На основании типового учебного плана разрабатывается учебный план учреждения дошкольного образования, в котором необходимо отразить количество часов на изучение языка национального меньшинства, не превышая максимально допустимую учебную нагрузку в неделю на одного воспитанника.

Образовательная работа в учреждениях дошкольного образования
с изучением языка национального меньшинства должна содействовать воспитанию патриотизма, развитию высокой культуры межнациональных отношений, укреплению межнационального согласия в белорусском обществе.

С целью расширения, раскрытия возможностей и удовлетворение индивидуальных потребностей каждого воспитанника с учетом зоны его ближайшего развития, лингвистических и коммуникативных способностей содержанием образовательных услуг сверх базового компонента учебной программы дошкольного образования предусмотрено обучение воспитанников иностранному языку. С этой целью разработаны учебные издания, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ
В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, профилактика детского травматизма

Пунктом 4 статьи 20 Кодекса определено, что создание безопасных условий при организации образовательного процесса является обязанностью учреждения образования. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 обучающиеся имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса.

За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования руководитель учреждения дошкольного образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с законодательством.

Заведующий учреждением образования:

несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения образования во время осуществления образовательного процесса в установленном законодательством Республики Беларусь порядке;

принимает меры по созданию для обучающихся и работников безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий обучения, воспитания, труда;

обеспечивает соблюдение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности.

Заместитель заведующего по основной деятельности:

организует пропаганду и формирование здорового образа жизни обучающихся;

обеспечивает создание безопасных и здоровых условий обучения и труда, соблюдение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности.

Воспитатель дошкольного образования:

совместно с медицинскими работниками обеспечивает охрану и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни;

соблюдает правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности;

обеспечивает создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса.

Руководитель физического воспитания:

обеспечивает здоровые и безопасные условия во время проведения физкультурно-оздоровительных занятий, мероприятий;

совместно с педагогическими и медицинскими работниками обеспечивает охрану и укрепление здоровья обучающихся, формирование основ здорового образа жизни;

обеспечивает строгое соблюдение требований к мерам безопасности при организации образовательного процесса, при проведении занятий по физической культуре, физкультурно-оздоровительных мероприятий;

несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время физкультурно-оздоровительных мероприятий;

осуществляет контроль за состоянием и эксплуатацией спортивных сооружений и объектов физкультурно-оздоровительного назначения, находящихся на балансе учреждения образования, за соблюдением санитарно-гигиенических норм и требований к местам занятий, оборудованию и инвентарю.

В должностных обязанностях руководителей учреждений дошкольного образования, их заместителей и иных педагогических работников в обязательном порядке должна быть закреплена ответственность за необеспечение безопасных условий обучающихся во время их пребывания в учреждении дошкольного образования.

При получении воспитанником травмы педагогические работники обязаны принять меры по оказанию первой доврачебной помощи, вызову на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения и незамедлительно сообщить его родителям (законным представителям).

Расследование несчастных случаев осуществляется в соответствии с Инструкцией о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 7 августа 2003 г. № 58.

Анализ сведений о травмах, полученных воспитанниками в учреждениях дошкольного образования, свидетельствует о том, что в сравнении с 2016 годом их количество увеличилось на 19 единиц. В связи с этим необходимо не только ежегодно рассматривать вопросы состояния травматизма обучающихся и обеспечения безопасности их жизнедеятельности в учреждении дошкольного образования на всех заседаниях советов отделов (управлений) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов, администраций районов в городах, педагогических советов учреждений дошкольного образования, но и анализировать причины получения травм воспитанниками в учреждении дошкольного образования, устранять условия, способствующие их получению, планировать и проводить мероприятия по профилактике детского травматизма.

Министерство образования обращает внимание на необходимость организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования с учетом Комплекса мер по совершенствованию деятельности учреждений дошкольного образования по созданию условий безопасной жизнедеятельности воспитанников, Плана мероприятий по устранению нарушений законодательства об обеспечении безопасности образовательного процесса во исполнение представления Генеральной прокуратуры Республики Беларусь от 18 января 2016 г. № 21-06д/6.

Педагогические работники должны приходить на свои рабочие места не менее чем за 10 минут до начала рабочего времени, визуально проверять групповые помещения, игровые площадки на предмет их безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья. При обнаружении нарушений режима безопасности они обязаны немедленно принять меры по их устранению, поставить в известность заведующего учреждением дошкольного образования. Организовывать образовательный процесс до устранения выявленных нарушений запрещается.

Педагогическими работниками учреждений дошкольного образования должен проводиться утренний прием воспитанников, предусматривающий опрос родителей о самочувствии воспитанника и визуальную оценку состояния его здоровья. При подозрении на заболевание воспитанник направляется на осмотр к медицинскому работнику для принятия решения о возможности допуска в учреждение дошкольного образования. Воспитанники принимаются в группу учреждения дошкольного образования чистыми и опрятно одетыми.

Законные представители воспитанника либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждение дошкольного образования, должны передать ребенка воспитателю, а в случае его отсутствия — иному педагогическому работнику, осуществляющему прием воспитанников группы.

Забирать ребенка из учреждения дошкольного образования должны его законные представители. В случае когда существует объективная причина, по которой они не могут забирать ребенка из учреждения дошкольного образования (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие лица (ближайшие родственники) на основании заявления законных представителей воспитанника на имя руководителя учреждения дошкольного образования.

Запрещается отдавать воспитанников подросткам, которым не исполнилось 16 лет, лицам, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении.

В учреждениях дошкольного образования должно быть обеспечено должное санитарно-техническое состояние здания, помещений, коммуникаций и санитарно-технического оборудования.

На центральном входе в здание устанавливается пост охраны в целях исключения несанкционированного нахождения посторонних лиц на территории и в здании учреждения дошкольного образования. Непосредственная охрана здания в выходные и праздничные дни осуществляется сторожами по графику, утвержденному руководителем учреждения дошкольного образования.

Право разрешения на вход посетителей (въезд, выезд транспорта) имеют следующие должностные лица: заведующий, заместитель заведующего по хозяйственной работе, заместитель заведующего по основной деятельности.

Вход в здание учреждения дошкольного образования посторонних лиц разрешается только при наличии у них документа, удостоверяющего личность, после регистрации в журнале учета посетителей.

Круглосуточный доступ в здание учреждения дошкольного образования разрешается заведующему, заместителю заведующего по хозяйственной работе, заместителю заведующего по основной деятельности, персоналу обслуживающих организаций при возникновении аварийных ситуаций.

В учреждении дошкольного образования должен быть организован контроль за пребыванием воспитанников в учреждении дошкольного образования. Внешняя дверь учреждения, выходы с территории, запасные выходы должны иметь затвор на высоте, недоступной ребенку, постоянно закрываться.

В случае исчезновения воспитанника необходимо безотлагательно организовать его поиск, сообщить в ближайшее отделение милиции и его родителям (законным представителям).

Руководитель учреждения дошкольного образования организует проведение плановых проверок состояния пропускного режима, технических средств охраны (система видеонаблюдения), наличия и порядка ведения документации, содержания запасных выходов не реже одного раза в месяц.

Адреса и номера телефонов заведующего учреждением дошкольного образования, скорой помощи, пожарной и других аварийных служб должны быть размещены в каждом учреждении образования на информационных стендах.

При возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обнаружения подозрительных веществ и предметов необходимо позвонить по телефонам «101, «102» или единому номеру экстренной помощи «112».

В случае возникновения пожара действия заведующего учреждением дошкольного образования должны быть направлены на обеспечение безопасности воспитанников, работников учреждения дошкольного образования и их эвакуацию в соответствии с Правилами пожарной безопасности Республики Беларусь ППБ Беларуси 01-2014, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14.03.2014 № 3.

До прибытия представителей соответствующих структур педагогические работники обязаны немедленно эвакуировать находящихся в опасной зоне воспитанников и обеспечить охрану данной зоны от проникновения посторонних лиц.

Руководитель учреждения дошкольного образования должен информировать органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, а также иные уполномоченные органы и организации об аварийных ситуациях в здании и на территории учреждения дошкольного образования, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Руководитель учреждения дошкольного образования обязан обеспечить разработку и выполнение комплекса мер по реализации запрета курения (потребления) табачных изделий работниками на территории и в помещениях учреждения дошкольного образования.

Курение (потребление) табачных изделий на территории и в помещениях учреждения дошкольного образования запрещается.

Запрещается проведение текущего и капитального ремонтов здания, помещений и коммуникаций учреждения дошкольного образования во время пребывания воспитанников.

Электропровода в помещениях учреждения дошкольного образования должны быть изолированы, электроприборы – недоступными для воспитанников.

Запрещается использовать в групповых помещениях и местах пребывания воспитанников электроплитки, кипятильники, электрочайники и др.; применять для целей отопления нестандартные (самодельные) нагревательные устройства; оставлять без присмотра включенные в электросеть электроприборы.

Стационарное оборудование в групповых помещениях должно быть надежно закреплено к стене или полу. Не допускается использование и хранение в помещениях с пребыванием воспитанников неисправного оборудования, мебели и инвентаря.

Столы и стулья в игральных и групповых с зонами отдыха устанавливаются по числу воспитанников в группах. Стулья должны быть в комплекте со столом одного размера (группы) и маркировки. Корректировка рассаживания воспитанников проводится не реже двух раз в год. В каждой группе должна быть схема рассадки воспитанников.

С целью предупреждения травмоопасных ситуаций, причинения ущерба здоровью воспитанников пешеходные дорожки на территории учреждения дошкольного образования должны быть ровными, без выбоин. Игровые площадки оборудуются многофункциональными песочницами с закрывающимися крышками. Песок для наполнения песочниц завозится из специально установленных для этого мест с подтверждающими документами о содержании в нем природных радионуклидов и солей тяжелых металлов (свинец, кадмий). Ежегодно в весенний период, а также по эпидемическим показаниям и при видимом загрязнении должна проводиться смена песка в песочницах. Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен. На ночь песочницы должны закрываться крышками.

На групповых участках и физкультурных площадках не должно быть опасных для воспитанников предметов (оголенных электропроводов, битого стекла и т.п.), неисправного надворного оборудования, сухостойных, сломанных деревьев (веток), кустарников.

Подбор видов зеленых насаждений должен обеспечивать наличие зелени в течение всего года. Не допускается использовать для озеленения территории деревья, кустарники и травы с ядовитыми плодами и колючками.

Во время нахождения воспитанников в помещениях учреждения образования необходимо обеспечить максимальное естественное освещение. На подоконниках не должно быть высоких (не выше 15-20 см от подоконника), широколистных цветов. В качестве солнечной защиты могут использоваться раздвигающиеся жалюзи, шторы из хлопчатобумажных и других тканей, обладающие достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами.

Моющие средства и средства дезинфекции должны храниться в промаркированных емкостях в недоступном для воспитанников месте.

Душевой поддон в туалетных помещениях группы для детей должен оборудоваться поручнями для воспитанников.

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ Физического Воспитания ОБУЧАЮЩИХСЯ

Содержание физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками направлено на укрепление здоровья детей, совершенствование функций организма, повышение общей активности и работоспособности.

Этому способствует реализация комплекса задач: оздоровительных, образовательных, воспитательных.

Решение оздоровительных задач направлено на гармоничное морфофункциональное развитие ребенка, повышение защитных функций организма через двигательную деятельность и закаливание, укрепление опорно-двигательного аппарата и разных мышечных групп с целью формирования правильной осанки и предупреждения плоскостопия.

Образовательные задачи предусматривают формирование двигательных умений и навыков в процессе освоения основных видов движений, гимнастических и спортивных упражнений, элементов спортивных игр; развитие физических качеств (ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости; приобретение физкультурных знаний (о своем физическом состоянии, простейших правилах сохранения и укрепления здоровья, физических упражнениях, способах их использования в образовательной деятельности и в повседневной жизни) и др.

Воспитательные задачи способствуют формированию личности ребенка средствами физической культуры (воспитание волевых, нравственных, коммуникативных качеств, интереса к физическим упражнениям и подвижным играм, сознательного бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих и др.).

Процесс физического воспитания должен строиться таким образом, чтобы одновременно решались все группы задач.

Физическое воспитание воспитанников осуществляется в соответствии с типовым учебным планом дошкольного образования, учебной программой дошкольного образования (образовательная область «Физическая культура») и реализуется посредством обеспечения двигательной активности в мероприятиях распорядка дня: утренняя гимнастика, физкультурное занятие; физкультминутки на занятиях; двигательные перерывы между занятиями; подвижные игры и физические упражнения на прогулке; активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья); самостоятельная двигательная деятельность).

Каждая из перечисленных форм организации физического воспитания имеет собственную целевую направленность и специфическое назначение.

Игнорирование какой-либо из форм существенно обедняет процесс физического воспитания и не способствует комплексному решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Физкультурно-оздоровительная работа в учреждении дошкольного образования должна быть организована с учетом требований Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8, Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, утвержденных постановлением Министерством спорта и туризма от 06.10.2014 № 61.

Физкультурно-спортивное и игровое оборудование на территории учреждения дошкольного образования, спортивный инвентарь по конструкции, размерам, применяемым материалам должны соответствовать возрастным и психофизическим особенностям воспитанников, требованиям технических нормативных правовых актов, содержащих обязательные для исполнения требования.

Физкультурно-спортивное и игровое оборудование, спортивный инвентарь должны быть водостойкими и хорошо поддаваться очистке.

В учреждении дошкольного образования должен предусматриваться отдельный зал для занятий по физической культуре площадью 4 кв.м на 1 воспитанника, но не менее 30 кв.м.

При вместимости учреждения дошкольного образования не более 100 воспитанников зал для музыкальных занятий и зал для занятий по физической культуре может быть совмещенным площадью 4,5 кв. м на воспитанника, но не менее 50 кв.м.

Должна предусматриваться солнечная защита зала для занятий по физической культуре.

В залах для музыкальных занятий и занятий по физической культуре, помещениях детского творчества влажная уборка проводится после каждого занятия.

Для организации физического воспитания в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, воспитанники распределяются в основную, подготовительную, специальную медицинские группы, группу лечебной физической культуры. Ограничения по физической культуре и закаливанию определяет врач-педиатр участковый (врач общей практики).

С целью обеспечения положительной динамики индивидуальных показателей здоровья, физического и двигательного развития детей в процессе организации разных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий необходимо их качественное методическое и медицинское сопровождение.

Руководитель учреждения дошкольного образования и медицинский работник:

оценивают эффективность воздействия средств физического воспитания на состояние здоровья и физическое развитие воспитанников;

осуществляют контроль за организацией двигательного режима, методикой проведения физических упражнений, закаливанием;

контролируют санитарно-гигиеническое состояние мест для организации физического воспитания, физкультурно-спортивного оборудования, спортивной одежды и обуви;

проводят санитарно-просветительную работу по вопросам физического воспитания и закаливания воспитанников среди работников дошкольного учреждения и родителей.

Физкультурное занятие — основная форма организованного обучения детей физическим упражнениям и тренировки систем и функций организма. Время, отводимое на отдельные части занятия (подготовительную, основную и заключительную), и их конкретное содержание зависят от возрастных особенностей детей, конкретных задач занятия, специфики используемых упражнений, уровня подготовленности обучающихся.

Эффективность физкультурного занятия оценивается путем анализа его количественных и качественныххарактеристик.

С целью получения количественных характеристик занятия может использоваться метод пульсометрии с построением физиологической (пульсовой) кривой, качественных – педагогический анализ занятия.

Ответственность за проведение пульсометрии несет работник (педагогический, медицинский), в чьи обязанности вменено выполнение соответствующего вида работы (прописано в должностной инструкции).

Педагогический анализ физкультурного занятия проводится на основе наблюдения и оценивается в контексте оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Оценка двигательной активности детей на занятии осуществляется посредством хронометража, по результатам которого высчитывается плотность занятия (общая и моторная).

Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах. Общая плотность занятия должна составлять не менее 80-90 процентов.

Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70-85 процентов. В зависимости от задач конкретного занятия, его содержания моторная плотность может меняться от 60 до 85 процентов, особенно в младших возрастных группах.

Закаливание воспитанников в учреждениях дошкольного образования должно проводиться с использованием естественных природных факторов (воздух, вода, рассеянные лучи солнца).

При закаливании воспитанников должны соблюдаться следующие требования:

естественные природные факторы должны использоваться комплексно;

закаливающие процедуры должны проводиться систематически с постепенным увеличением естественного природного фактора;

способ закаливания должен определяться с учетом состояния здоровья воспитанника.

При закаливании в условиях групповой ячейки одежда воспитанников должна состоять не более чем из двух слоев (хлопчатобумажное белье, платье или костюм из плотной хлопчатобумажной или полушерстяной ткани, колготы для воспитанников до 3 лет или носки для воспитанников старше 3 лет).

Организация питания воспитанников
в учреждениях дошкольного образования

В соответствии со статьей 40 Кодекса в учреждениях образования создаются необходимые условия для организации питания обучающихся. Организация питания обучающихся осуществляется в соответствии с законодательством юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на оказании услуг общественного питания, иными организациями, имеющими в своем составе соответствующие структурные подразделения, либо учреждениями образования.

Организация питания воспитанников в учреждениях дошкольного образования осуществляется на основе морфологических и функциональных особенностей их организма.

Кроме этого, лечебное (диетическое) питание назначается ребенку врачом по показаниям на основании возрастных физиологических норм суточной потребности детей в питательных веществах и применяется в виде специально составленных рационов (Сборник технологических карт блюд диетического питания, утвержденный постановлением Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12 февраля 2003 г. №  7/8; Саванович, И. И. Лечебное питание при непереносимости глютена у детей / И. И. Саванович. — Минск, 2013. — 24 с.).

Выполнению натуральных норм питания обучающихся в учреждениях дошкольного образования будет способствовать разработка примерных двухнедельных рационов питания детей раннего и дошкольного возраста с учетом технологических карт, представленных в Сборнике технологических карт блюд и изделий для детей раннего и дошкольного возраста (Сборник технологических карт блюд и изделий для детей раннего и дошкольного возраста. В 2 т. Технологические карты блюд и изделий для детей раннего        (1-3 года) и дошкольного возраста (3-6 лет) / Министерство торговли Республики Беларусь. – Минск: Редакция журнала «Гермес», 2016) (далее – Сборник).

Министерство образования обращает внимание, что при организации питания обучающихся в учреждениях дошкольного образования возможно использование как Сборника, изданного редакцией журнала «Гермес», так и его электронной версии, размещенной на интернет­портале Министерства образования Республики Беларусь (http://edu.gov.by) в разделе «Нормативные правовые акты» (подраздел «Питание»), Национальном образовательном портале (http://adu.by).

Министерством здравоохранения Республики Беларусь подготовлен приказ «О некоторых вопросах организации питания детей с фенилкетонурией». Данным нормативным правовым актом определен порядок организации питания детей с фенилкетонурией, представлены перечень продуктов для питания и примерный рацион (меню) для детей в возрасте 3-6 лет, рекомендуемые нормы выхода готовых блюд.

В ходе изучения деятельности учреждений дошкольного образования в части обеспечения качества, безопасности и сбалансированности питания детей в учреждениях дошкольного образования выявлена необходимость уточнения отдельных категорий граждан, которым установлены дифференцированные льготы по оплате за питание, в частности, освобождение от оплаты.

В соответствии с пунктом 1.2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 307 «О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования» плата родителей (законных представителей) за питание детей в учреждениях дошкольного образования, специальных дошкольных учреждениях, иных учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, не взимается с родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

Министерством здравоохранения Республики Беларусь установлено, что к группе детей «страдающие онкологическими заболеваниями» относятся дети с диагнозами: злокачественные новообразования (С00-С97), новообразования in situ (D00-D09), новообразования неопределенного или неизвестного характера мозговых оболочек, головного мозга и центральной нервной системы (D42, D43), отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм, требующие трансплантации костного мозга (D80-D89).

К группе детей «больные туберкулезом» относятся дети с диагнозом туберкулез (А15-А19).

К группе детей «инфицированные вирусом иммунодефицита человека» относятся дети с диагнозами: бессимптомная инфекция, вызванная вирусом иммунодефицита человека (Z21), лабораторное обнаружение вируса иммунодефицита человека (R75), болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (В20-В24).

Решение об освобождении от платы за питание либо ее снижении принимается в течение пяти дней со дня подачи заявления (на основании приказа руководителя дошкольного учреждения).

Плата за питание детей, посещающих дошкольные учреждения по гибкому режиму, группы кратковременного пребывания, устанавливается из расчета: завтрак — 30 процентов, обед — 40, полдник — 10, ужин — 20 процентов от установленных денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника. Для расчета платы за питание по гибкому режиму родителю (законному представителю) воспитанника необходимо написать заявление на имя руководителя учреждения дошкольного образования.

При расчете платы за питание детей не учитываются дни, когда дети не получали питания по причине их отсутствия в дошкольном учреждении. Родители (законные представители) воспитанника обязаны накануне письменно либо устно уведомить педагогических работников дошкольного учреждения о предстоящем отсутствии ребенка.

В соответствии с пунктом 6 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21.02.2005 № 177 «Об утверждении Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования» питание учащихся первых классов, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования, организуется и оплачивается в порядке, установленном для воспитанников учреждений дошкольного образования.

Руководствуясь директивой Президента Республики Беларусь от 27.12.06 № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», Министерство образования полагает, что решения, затрагивающие права и законные интересы граждан, в том числе по оплате за питание, должны приниматься местными исполнительными и распорядительными органами исходя из максимального учета интересов граждан.

Сотрудникам учреждения образования возможно предоставление питания в объеме и ассортименте, предусмотренном для обучающихся в учреждении образования, за наличный расчет, либо путем предварительной оплаты через кассу бухгалтерии учреждения образования (централизованной бухгалтерии районного (городского) отдела (управления) образования, спорта и туризма).

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.04.2013 № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 февраля 2016 г. № 126) при проведении летних оздоровительных мероприятий (до 90 дней) в учреждениях дошкольного образования, специальных дошкольных учреждениях, учебно-педагогических комплексах при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей денежные нормы расходов на питание увеличиваются на 10 процентов.

В учреждениях дошкольного образования должен быть организован действенный контроль, за организацией и качеством питания воспитанников, эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых на эти цели. При выявлении фактов хищений, использования недоброкачественной продукции и иных нарушений необходимо безотлагательно принимать исчерпывающие меры, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Вопросы организации питания воспитанников регулярно должны рассматриваться на заседаниях педагогических советов учреждений образования с участием заинтересованных для принятия конкретных решений по улучшению качества питания обучающихся в учреждениях дошкольного образования.

Использование современных информационных технологий в учреждениях дошкольного образования

Интернет-ресурсы учреждений дошкольного образования

При выполнении работ по разработке, сопровождению, эксплуатации и размещению официальных интернет-сайтов учреждений дошкольного образования следует обеспечить неукоснительное выполнение требований и рекомендаций Указа Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» (далее – Указ), Положения о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2010 № 645 (далее – Положение), Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ2105-2012 «Информационные технологии. Интернет-сайты государственных органов и организаций. Требования» (далее – Стандарт), Инструкцией о порядке регистрации доменных имен в пространстве иерархических имен национального сегмента сети Интернет, утвержденной Приказом Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 18.06.2010 № 47 (далее – Инструкция). Данные требования и рекомендации размещены на сайте учреждения «Главный информационно-аналитический центр» (далее – ГИАЦ) (http://www.giac.unibel.by, раздел «Информатизация образования»).

Ответственность за формирование, ведение, и обеспечение функционирования сайта учреждения дошкольного образования, а также за его соответствие требованиям Указа, Положения, Стандарта и Инструкции возлагается на руководителя учреждения образования.

По результатам изучения Министерством образования официальных интернет-ресурсов учреждений дошкольного образования выявлено следующее:

56,0 процентов учреждений дошкольного образования имеют официальные веб-сайты (по состоянию на 05.09.2016);

не все учреждения дошкольного образования представлены на официальных сайтах вышестоящих организаций (отделов (управлений) образования, спорта и туризма);

не в полной мере выполняются требования Положения к актуальности, оперативности, достоверности и целостности размещаемой информации, четкости структуризации, распределению данных по тематическим рубрикам (разделам, подразделам) сайта, единству дизайна всех его страниц, обеспечению простоты навигации и доступа представителей различных целевых групп к интернет-сайту, регулярному (не реже одного раза в неделю) обновлению предоставляемой информации и пр.

В связи с ростом числа интернет-ресурсов, создаваемых учреждениями дошкольного образования и используемых в образовательном процессе, обращаем внимание на недопустимость:

создания официальных интернет-ресурсов (сайтов) учреждений образования при помощи зарубежных условно-бесплатных инструментов (Google, uCoz.ru и др.), а также публикации на них персональных данных граждан Республики Беларусь;

размещения на сайтах рекламы, предусмотренной лицензионным соглашением по использованию условно-бесплатных инструментов по созданию сайтов, противоречащей морально-этическим нормам и/или законодательству Республики Беларусь;

наличия нескольких официальных сайтов с различными доменными именами и размещаемой информацией.

Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в учреждениях дошкольного образования

Решение об использовании в учреждении дошкольного образования информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов принимает руководитель учреждения с учетом имеющейся материально-технической базы и готовности педагогического коллектива учреждения образования к использованию в образовательном процессе ИКТ.

Основой для этого могут стать информационные ресурсы Национального образовательного портала, размещенные по адресу http://adu.by в разделе «Электронное обучение» (подраздел «Дошкольное образование» http://e-vedy.adu.by/course/index.php?categoryid=112).

Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (далее – Национальный институт образования) разработаны электронные образовательные ресурсы в соответствии с содержанием образовательных областей учебной программы дошкольного образования для детей от 5 до 6 лет:

Развитие речи и культура речевого общения.

Искусство (изобразительная деятельность, музыкальная деятельность).

Ребенок и природа.

Обучение грамоте.

В специально организованной деятельности применение ИКТ и ЭОР может выступать фрагментом занятия, проводимого по подгруппам, которое рационально организовать в условиях компьютерной аудитории. Выбор форм, методов и средств обучения с использованием ИКТ и ЭОР определяется педагогическим работником самостоятельно на основе сформулированных учебной программой дошкольного образования требований к формированию представлений и умений у воспитанников
с учетом их возрастных и психологических особенностей.
В нерегламентированной деятельности воспитанников применение ИКТ
и ЭОР может иметь место в процессе организации дидактических игр, бесед, чтения литературных произведений, виртуальных экскурсий, доступных детскому восприятию и пониманию. Содержание работы должно быть логическим продолжением закрепления материала образовательных областей учебной программы дошкольного образования, осваиваемого ранее в условиях специально организованной деятельности. При этом использовать ИКТ и ЭОР следует вариативно в сочетании с другими средствами.

Конфигурация компьютерного оборудования

Министерством образования Республики Беларусь в целях систематизации процесса развития инфраструктуры и организационно-экономических механизмов разработаны рекомендации по конфигурации программно-аппаратного комплекса, компьютерного класса, локально-вычислительной сети, проекционного и периферийного оборудования учреждений образования («Требования, предъявляемые к компьютерной технике и программному обеспечению, закупаемым для учреждений дошкольного образования»). Подробная информация представлена на сайте ГИАЦ (http://www.giac.unibel.by, раздел «Информатизация образования»).

Гигиенические требования к организации образовательного процесса

При организации образовательного процесса с использованием ИКТ и ЭСО (электронные средства обучения) необходимо руководствоваться Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений дошкольного образования» (утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8), «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами» (утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.06.2013 № 59) с соблюдением следующих условий:

игровые занятия с использованием ПЭВМ проводятся с воспитанниками с 5-6-летнего возраста не более 2 раз в неделю в присутствии педагогического работника;

продолжительность непрерывного занятия, связанного с фиксацией взгляда непосредственно на экране видеомонитора ПЭВМ, должна составлять не более 10 минут;

функциональные и эргономические параметры компьютерного места воспитанника 5-6-летнего возраста должны соответствовать требованиям выше обозначенных Санитарных норм и правил;

одновременное использование одного ПЭВМ для двух и более детей не допускается;

использование в работе с воспитанниками портативных ПЭВМ (нетбуки, ноутбуки и другое) и ВДТ (планшеты, электронные книги и другое), компьютерных игр с напряженным темпом развертывания событий, жестоким содержанием запрещается;

длительность просмотра телевизионных передач в учреждениях дошкольного образования не должна превышать 20 минут для воспитанников 4-5-летнего возраста, 30 минут – для воспитанников 6-летнего возраста;

обеспечение освещения верхним светом или местным источником света при просмотре телевизионных передач в вечернее время, закрытие окон шторами в дневные часы.

Республиканский конкурс «Компьютер. Образование. Интернет»

В целях развития информационного образовательного пространства Республики Беларусь, выявления и распространения лучших образцов инновационного опыта педагогических работников, разработки и использования ИКТ и ЭОР в образовательном процессе, создания условий для профессиональной и личностной самореализации педагогических работников Министерство образования Республики Беларусь совместно Национальным институтом образования, ГИАЦ ежегодно проводит Республиканский конкурс «Компьютер. Образование. Интернет» (далее – Конкурс). Информация о проведении Конкурса публикуется на интернет-портале Министерства образования Республики Беларусь (http://edu.gov.by), сайте ГИАЦ (http://www.giac.unibel.by), Национальном образовательном портале (http://adu.by), сайте Конкурса (http://koi.unibel.by).

Работы, отмеченные дипломами I, II, III степени и похвальными отзывами на заключительном этапе Конкурса, включаются в республиканский банк электронных образовательных ресурсов, который размещен на Национальном образовательном портале.

Министерство образования Республики Беларусь рекомендует управлениям образования областных исполкомов, комитету по образованию Минского горисполкома своевременно информировать участников образовательного процесса об условиях проведения Конкурса, стимулировать к участию в нем и оказывать содействие при подготовке.

ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с поставленными задачами в годовом плане могут быть отражены следующие направления деятельности учреждения дошкольного образования.

1. Анализ работы за предыдущий год, задачи на предстоящий год. Эффективность планирования во многом зависит от качественного анализа выполнения годового плана за предыдущий год, на основе которого определяются годовые задачи на предстоящий год (2—3 задачи). В учреждениях дошкольного образования, имеющих 1-3 возрастные группы, может быть запланирована одна годовая задача.

Основными требованиями к анализу работы учреждения дошкольного образования могут выступать: четкость построения по блокам (разделам) годового плана; логическая последовательность изложения материала; аргументированность, сравнение с предыдущим учебным годом; точность оценок, исключающих субъективизм; доказательность выводов; конкретность и педагогическая обоснованность предложений; возможно применение иллюстративных материалов (графики, таблицы, диаграммы и др.).

2. Организационно­педагогические мероприятия: организация образовательных услуг, предоставляемых учреждением дошкольного образования, в том числе на платной основе; формирование и оснащение развивающей среды; взаимодействие с заинтересованными органами и организациями; периодичность повышения квалификации педагогических работников, организация деятельности педагогических советов и др.

3. Работа с педагогическими работниками: формы повышения квалификации в межкурсовой период, диагностическая работа, подготовка аттестации педагогических работников, изучение, обобщение, внедрение, распространение эффективного педагогического опыта, самообразование педагогических работников, экспериментальная (инновационная) деятельность педагогического коллектива и др.

4. Воспитательная работа: мероприятия с участием воспитанников по социально­нравственному, личностному и физическому воспитанию (проведение конкурсов, выставок, экскурсий, физкультурно­оздоровительных мероприятий и т. д.).

5. Психолого­педагогическое и медико­социальное сопровождение образовательного процесса: формы работы педагога­психолога, медицинских работников, социального педагога.

6. Взаимодействие с семьями воспитанников: формы работы по повышению психолого­педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников, включению их в образовательный процесс.

7. Взаимодействие с учреждениями общего среднего образования: формы работы с участниками образовательного процесса по обеспечению готовности воспитанников к обучению на первой ступени общего среднего образования.

8. Организация работы в летний оздоровительный период: мероприятия по подготовке учреждения дошкольного образования к деятельности в летний период, формы работы с участниками образовательного процесса.

9. Руководство и контроль: виды и содержание контроля.

10. Административно­хозяйственная деятельность: работа по укреплению материально­технической базы учреждения дошкольного образования (приобретение средств обучения, спортивного инвентаря, технологического оборудования, осуществление ремонтных работ и т. д.).

При оформлении годового плана необходимо придерживаться определенных технических требований.

содержание титульного листа предполагает наличие следующей информации: название управления (отдела) образования, спорта и туризма района (области), учреждения образования города (района, области), вид планирования, год планирования, реквизит «УТВЕРЖДАЮ», наименование должности лица, утвердившего документ, его подпись, расшифровка подписи, дата утверждения.

Обращаем внимание на то, что в предложенную структуру плана могут вноситься изменения и дополнения с учетом условий, специфики деятельности учреждения дошкольного образования.

Планирование образовательного процесса
в учреждениях дошкольного образования

План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста может включать следующие структурные компоненты:

Годовые задачи учреждения дошкольного образования.

Научно­методическое обеспечение (перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных научно­методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь).

Список детей по подгруппам (с учетом возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников; подгруппы детей могут изменяться в течение года).

Циклограмма совместной деятельности педагогического работника с воспитанниками в течение дня (содержание деятельности с воспитанниками в первую и вторую половину дня).

Взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по психолого­педагогическому образованию родителей и включению их в образовательный процесс).

Индивидуальная работа с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на основе ежедневных наблюдений педагогического работника и с учетом результатов детской деятельности. Коррекционно­развивающая работа планируется и осуществляется педагогом­психологом, учителем­дефектологом).

Закаливание (основные виды закаливания планируются
с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования).

Двигательная активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1­й и 2­й прогулках, активный отдых).

Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие).

Планируется по образовательным областям на основе расписания игр, занятий на каждый день недели в соответствии с учебным планом. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включаются: образовательная область и вид занятия; тема занятия; программные задачи; источники планирования. Планирование специально организованной деятельности в разновозрастной группе осуществляется в соответствии с общими требованиями, но имеет определенное своеобразие. При планировании фронтальных форм работы следует учитывать различие содержания (по степени трудности) и продолжительности деятельности детей каждого возраста. Необходимо указывать программные задачи применительно к каждому возрасту; предусмотреть дифференцированные задания для детей.

Нерегламентированная деятельность воспитанников (виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметная — в группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая).

В учреждениях дошкольного образования рекомендуется часть структурных компонентов плана (годовые задачи учреждения дошкольного образования; научно­методическое обеспечение; список воспитанников по подгруппам; циклограмма совместной деятельности педагогического работника с воспитанниками в течение дня; взаимодействие с семьей; индивидуальная работа с воспитанниками; закаливание; двигательная активность) разрабатывать на год, полугодие, месяц, а часть (специально организованная и нерегламентированная деятельность) — на каждый день недели месяца.

При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста с целью качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНЫМИ ИЗДАНИЯМИ И СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ

К использованию в образовательном процессе допускаются учебные издания (учебники, учебные пособия и иные учебные издания), содержащие с учетом возрастных особенностей обучающихся систематизированные сведения научного или прикладного характера, необходимые для реализации образовательных программ, изложенные в форме, удобной для организации образовательного процесса, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь.

Учреждения дошкольного образования на основе анализа имеющихся учебных изданий и средств обучения формируют заказ:

на учебные издания с учетом количества педагогических работников (воспитателей дошкольного образования, музыкальных руководителей, руководителей физического воспитания, педагогов­психологов, учителей­дефектологов), возрастных групп и воспитанников в учреждении;

на приобретение средств обучения, игрового и учебного оборудования и др. в соответствии с современными требованиями.

Алгоритм заказа учебных изданий следующий:

учреждения дошкольного образования, иные учреждения образования и организации (независимо от формы собственности и подчиненности), реализующие образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, представляют сформированный заказ отделам (управлениям) образования районных (городских) исполнительных комитетов;

отделы (управления) образования районных (городских) исполнительных комитетов — управлениям образования облисполкомов и комитету по образованию Мингорисполкома;

управления образования облисполкомов и комитет по образованию Мингорисполкома — научно­методическому учреждению «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.

В соответствии с представленными заявками научно­методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь формирует тираж учебных изданий.

При формировании районного, городского, областного заказа на учебные издания (для педагогических работников и детей) учитывается количественный состав учреждений дошкольного образования, педагогических работников и воспитанников как системы Министерства образования, так и иных ведомств, специалистов управлений (отделов) образования, других учреждений образования (специальное дошкольное учреждение, ясли­сад–начальная школа, ясли­сад–базовая школа, детский социальный приют и др.), а также всех заинтересованных.

Формируя заказ, необходимо обращать внимание на аннотацию, в которой содержится информация: о виде учебного издания (учебно­методическое пособие, пособие, учебное наглядное пособие, рабочая тетрадь, хрестоматия и др.), адресной направленности (для педагогических работников, для воспитанников), о типе (при необходимости уточнения — виде) учреждения образования, для которого учебное издание предназначено. Например, учебное издание рекомендовано педагогам, работающим в группе с детьми от 5 до 6 лет. Считается количество функционирующих групп для детей данного возраста, добавляется не менее одного экземпляра учебного издания для методического кабинета. В случае, если учебное издание является наглядным и издано в виде учебного пособия, рабочей тетради (например, УМК «Мои первые уроки»), то необходимо сделать заказ на всех воспитанников данной возрастной группы. Учебные издания серий «Мир детства», «Твоя столица» и т. п. заказываются из расчета не менее 2—3 единиц на группу.

В каждом учреждении дошкольного образования (методическом кабинете, возрастной группе, кабинетах музыкальных руководителей, руководителей физического воспитания, педагогов-психологов и др.) ведется аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями, официально утвержденными либо допущенными в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованными организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования. Перечень учебных изданий по дошкольному образованию ежегодно обновляется и размещается на Национальном образовательном портале в онлайн-каталоге «Учебники.by» (раздел «Дошкольное образование»), включается в инструктивно-методическое письмо к началу соответствующего учебного года (Приложение 3).

Обеспеченность учебными изданиями рассчитывается по каждой из позиций отдельно и в целом по всему перечню. Процент оснащенности учреждения дошкольного образования учебными изданиями рассчитывается ежегодно по формуле: имеющееся количество учебных изданий (заказанных и приобретенных для методического кабинета, соответствующих возрастных групп, кабинетов музыкальных руководителей, руководителей физического воспитания, педагогов­психологов и др.), разделить на необходимое для учреждения дошкольного образования количество учебных изданий (с учетом представленных в перечне) и умножить на 100 процентов. Например, если в учреждении дошкольного образования отсутствует та или иная возрастная группа (в том числе разновозрастная), то при расчете процента оснащенности в количество необходимыхучебных изданий не включаются соответствующие позиции.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ВОСПИТАННИКАМ И ОКАЗАНИЕ ИМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 116 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность)» регулирует порядок создания и функционирования социально-педагогической и психологической службы (далее – СППС) учреждения образования.

СППС учреждения дошкольного образования создается при наличии 1 (одной) или 0,5 (половины) штатной единицы специалиста. Служба создается, реорганизуется и ликвидируется приказом руководителя учреждения, в котором указывается конкретный состав и ее подчиненность (руководителю учреждения образования либо его заместителю). При наличии вакансий либо отсутствии в штатном расписании учреждения образования ставки педагога-психолога и (или) педагога социального СППС учреждения дошкольного образования не создается. В этом случае ответственность за организацию работы по обеспечению социально-педагогической поддержки и оказанию психологической помощи обучающимся несет руководитель учреждения.

Руководитель учреждения дошкольного образования может обратиться в социально-педагогический центр по территориальной принадлежности с запросом об оказании социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним и их родителям (законным представителям) в решении сложившейся ситуации, либо проинформировать родителей (законных представителей) воспитанников об имеющихся в городе (районе) психологических службах учреждений здравоохранения и органов по труду, занятости и социальной защите, телефонах доверия.

Численный состав службы определяется количеством работающих специалистов с учетом того, что СППС учреждения образования работает в тесном контакте с СППС других учреждений образования по принципу интеграции работы по оказанию социально-педагогической и психологической помощи.

Нормативными правовыми актами предусмотрено оказание социально-педагогической и психологической помощи всем участникам образовательного процесса. В особом внимании и поддержке нуждаются дети, находящиеся в социально опасном положении, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с особенностями психофизического развития.

Планирование социально­педагогической и психологической работы на текущий учебный год осуществляется с учетом анализа работы в предыдущем учебном году, справок и представлений, полученных по результатам проверок контролирующих органов, организаций, иных нормативных правовых актов, выявленных проблем и определяет приоритетные, актуальные направления и задачи деятельности по оказанию социально­педагогической поддержки и психологической помощи участникам образовательного процесса: воспитанникам, их законным представителям, педагогическим работникам.

Приоритетными задачами в работе СППС учреждения дошкольного образования являются:

оказание целенаправленного влияния на формирование благоприятного психологического климата в группах детей, создание благоприятных условий для социально-психологического развития детских коллективов;

содействие в приобретении педагогическими работниками и родителями (законными представителями) воспитанников социально-педагогических и психологических знаний, необходимых для успешного воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста;

ранняя профилактика семейного неблагополучия.

В работе СППС с родителями (законными представителями) воспитанников значительное место принадлежит профилактике. Целесообразно через выступления на родительских собраниях, организацию работы родительских клубов проводить работу по профилактике социального сиротства (уклонение от выполнения родительских обязанностей, жестокое обращение с детьми и насилие в семье), пропаганде здорового образа жизни и др.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Личностно ориентированное взаимодействие с семьями воспитанников, направленное на установление партнерских отношений на основе конструктивного диалога, является одной из приоритетных задач учреждений дошкольного образования. Важным условием ее реализации является использование эффективных форм взаимодействия с родителями (законными представителями), обеспечивающих продуктивность общения всех участников образовательного процесса.

На основе индивидуального подхода осуществляется педагогическая и психологическая поддержка семьи в разных формах взаимодействия. Ее цель — координация действий педагогических работников и родителей (законных представителей), оказание им необходимой помощи в повышении психолого­педагогической культуры.

В 2017/2018 учебном году целесообразно продолжать внедрять в практику работы проведение областных, районных и городских родительских собраний, семинаров, круглых столов, конференций с участием родителей по актуальным вопросам воспитания, обучения и развития воспитанников. Наряду с использованием традиционных форм организации процесса взаимодействия учреждений дошкольного образования с семьей особую актуальность приобретает практика их проведения в условиях применения ресурсов онлайн­общения в сети.

Целесообразно использовать ресурсы онлайн-общения в Сети в сочетании с традиционными формами взаимодействия учреждений дошкольного образования с родителями.

Акцентируем внимание на актуальности вопроса взаимодействия учреждений дошкольного образования с семьями воспитанников, находящихся в социально опасном положении. Профилактическая деятельность учреждения дошкольного образования должна быть ориентирована на стимулирование родителей (законных представителей) к активному участию в воспитании ребенка. Взаимодействие учреждения дошкольного образования с такими семьями возможно осуществлять посредством разнообразных форм.

В соответствии с должностными обязанностями, определенными постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001г. №53 «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих» (в ред. постановления Министерства труда и социальной защиты
от 06.06.2016 №
26), воспитатели дошкольного образования должны «изучать условия жизни и воспитания воспитанников», а также «планировать, организовывать и проводить воспитательную, образовательную и оздоровительную работу, направленную на разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями при реализации образовательной программы дошкольного образования, программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении».

В учреждениях дошкольного образования может создаваться родительский комитет, деятельность которого направлена на:

укрепление связей между семьей и учреждением дошкольного образования;

содействие в создании условий для воспитания и обучения воспитанников в учреждении дошкольного образования;

привлечение родительской общественности к активному участию в жизнедеятельности учреждения дошкольного образования;

соблюдение уважительного отношения к участникам образовательного процесса;

участие в распространении лучшего опыта семейного воспитания.

Обращаем внимание, что к компетенции родительского комитета не могут быть отнесены вопросы, касающиеся привлечения денежных средств для обеспечения деятельности учреждения дошкольного образования.

ОСНОВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Воспитатель

1. План образовательного процесса с воспитанниками.

2. Протоколы родительских собраний.

3. Табель учета ежедневной посещаемости воспитанниками учреждения дошкольного образования.

4. Сведения о родителях и воспитанниках.

5. Схема рассадки воспитанников группы во время организации режимных моментов и образовательного процесса.

Музыкальный руководитель

1. План образовательного процесса с воспитанниками.

2. План проведения музыкальных развлечений.

Руководитель физического воспитания

1. План образовательного процесса с воспитанниками.

2. Планы проведения физкультурных досугов (праздников, дней здоровья).

Социально­педагогическая и психологическая служба учреждения дошкольного образования

1. План работы СППС учреждения дошкольного образования на год.

2. Графики работы специалистов СППС учреждения дошкольного образования.

3. Социально­педагогическая характеристика учреждения дошкольного образования.

4. Материалы по организации и оказанию помощи воспитанникам, их законным представителям (индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, планы защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите, индивидуальные психодиагностические материалы, акты обследования условий жизни и воспитания воспитанников и др.).

5. Отчеты и аналитические материалы о реализации мероприятий по оказанию социально­педагогической и психологической помощи воспитанникам, индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите.

6. Аналитический отчет о работе СППС учреждения образования за год.

7. Журнал учета консультаций участников образовательного процесса.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В 2017/2018 учебном году государственным учреждением образования «Академия последипломного образования» повышение квалификации руководителей учреждений дошкольного образования будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:

эффективное функционирование и развитие учреждения дошкольного образования на основе современной нормативной правовой базы, финансово-экономическое обеспечение управленческой деятельности;

управление качеством дошкольного образования;

использование инноваций в управленческой и педагогической деятельности учреждений образования;

формирование положительного имиджа учреждения образования;

организация образовательного процесса в учреждении образования по реализации учебной программы дошкольного образования в условиях здоровьесбережения, с использованием современных образовательных технологий (в том числе ИКТ);

организация дошкольного образования с использованием современных форм (группы кратковременного пребывания, «Материнская школа» и др.);

инклюзивное образование в учреждении дошкольного образования;

совершенствование информационно-образовательной среды дошкольного образования, организация активного использования участниками образовательного процесса (педагогическими работниками, законными представителями воспитанников и др.) сайта учреждения образования, электронных образовательных ресурсов, современных сетевых сервисов и др.;

совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников в процессе их аттестации; андрагогический подход в работе с кадрами.

Институт повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» предлагает для педагогических работников учреждений дошкольного образования следующие направления повышения квалификации:

альтернативные техники психического развития детей;

организация активной сенсорно-развивающей среды в учреждении дошкольного образования;

научно-методические основы интегрированного обучения и воспитания детей дошкольного возраста;

психолого-педагогические основы деятельности воспитателя дошкольного образования;

здоровьесберегающая деятельность учреждения дошкольного образования.

Повышение квалификации организуется таким образом, чтобы слушатели получили не только новую информацию и закрепили имеющиеся навыки, но и освоили современные формы и методы работы с кадрами на основе андрагогического подхода (учитывая специфику образования взрослых людей).

Переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, осуществляется в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования», Институте повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» по специальностям
1­01 03 72 «Дошкольное образование» (квалификация – педагог), 1-03 03 76 «Интегрированное обучение и воспитание в дошкольном образовании» (квалификация — учитель-дефектолог), 1-03 04 72 «Практическая психология» (квалификация — педагог-психолог), 1-09 01 72 «Менеджмент учреждений дошкольного, общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи» (квалификация — менеджер в сфере образования). Кроме того, переподготовку по специальности 1­01 03 72 «Дошкольное образование» (квалификация – педагог) проводит учреждение образования «Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина».

Обучение проходит по образовательным программам, разработанным в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения новой (дополнительной) квалификации, устанавливаемыми Министерством образования Республики Беларусь.

Электронная версия Инструктивно­методического письма размещена на интернет­портале Министерства образования Республики Беларусь (http://edu.gov.by), Национальном образовательном портале (http://adu.by).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.