«Буллинг…»

На протяжении всей своей жизни каждый человек хотя бы раз сталкивался с этой проблемой. Некоторые сталкивались с этим в детстве, некоторые уже в сознательном возрасте. Хуже всего, когда с этим сталкивается маленький ребёнок, не способный, в силу своего возраста, понять, почему это с ним произошло и как с этим бороться.

Чтобы понять причины буллинга, нужно обратиться к самому понятию «буллинг». «Английское слово «буллинг» (bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. Применяются и другие термины, например притеснение, дискриминация, моббинг (что предполагает групповые формы преследования человека, а также травля».

Буллинг — это длительный целенаправленный процесс психологического или физического притеснения одним человеком другим человеком. В переводе на русский язык – это травля, оскорбление, унижение. В проблеме жестокого обращения в детском коллективе уделяется особое внимание. Насилия в детском саду отличается от насилия в школе. В начальной школе насилие носит групповой характер, а в детском саду – это отдельные дети. У детей дошкольного возраста при насилии не бывает этапа предварительного обдумывания.

С самого раннего возраста дети проявляют агрессивное поведение, начиная с отстаивания возможности поиграть в определенную игрушку. В учреждении дошкольного образования в течение дня дети находятся под постоянным присмотром, но агрессия между детьми даже при высокой занятости все равно проявляется часто. Воспитатель и помощник воспитателя чаще всего могут остановить, проговорить и привести к перемирию, но это лишь временно, до следующего инцидента.

«В возрасте 5-7 лет дети уже умело практикуют стратегии агрессии, примирения, вмешательства в агрессию на стороне агрессора или жертвы, а также манипулируют поведением сверстников. Связано это с формированием социальной иерархии в детском саду в процессе конкуренции за лучшие игрушки, игровое место и выгодную роль в игре.

В целом, определенная степень ситуативных ударов рукой, щипания, и других агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста «считается» нормальной и может служить проявлением самоутверждения. Однако если детям нравится наблюдать, как другому человеку плохо, они могут сознательно и систематически находить способы, чтобы причинить вред или ущерб своим «жертвам», вплоть до того, что станут смеяться над ними, когда совершают свой злой поступок»[3].

Что же характерно для буллинга? Давайте разберёмся.

Для буллинга характерно следующее:

  • Импульсивность;
  • Раздражительность;
  • Неуравновешенность;
  • Завышенная самооценка;
  • Повышенная агрессия;
  • Отсутствие коммуникативных навыков при соблюдении общепринятых норм и правил;
  • Склонность ко лжи или жульничеству.

«Дети дошкольного возраста не понимают до конца своих поступков. Ребенок не осознает последствий и не испытывает чувства вины. Оправданием насилия является небольшой проступок. Жестокое поведение детей дошкольного возраста расходится с их словами. Жертвой травли может стать любой ребенок, достаточно отличаться среди ровесников. Это может быть различия во внешности, так и в поведении»[4].

Выделяют следующие типы жертв буллинга:

Пассивные

Чтобы пассивной жертве спровоцировать агрессора, ей достаточно просто существовать. Пассивным людям трудно выражать мысли, чувства и желания. А когда они пытаются это сделать, то используют всегда непрямую самоуничижительную форму. Они не борцы (ни на словах, ни на кулаках, а потому позволяют другим себя унижать.

Проактивные

Проактивным жертвам обычно недостает социальных навыков: это раздражает других и привлекает агрессоров. Как и пассивные жертвы, эти люди не любят бороться, а если вступают в противодействие, то чаще безуспешно. К сожалению, они обычно сами провоцируют столкновения, вследствие чего направленная на них агрессия кажется обоснованной. Проактивные жертвы нередко испытывают трудности в обучении – из-за дефицита внимания или гиперактивности, которые раздражают других.» [5]

«Необходимо знать: можно с детства носить очки или быть обладателем веснушек, но уметь постоять за себя. Дети подсознательно видят того, кто не способен за себя постоять и не окажет сопротивления.

Основными чертами ребёнка, которого легко подавлять, являются:

  • низкая самооценка,
  • застенчивость,
  • пугливость,
  • мрачность,
  • апатичность,
  • незаинтересованность в том, что происходит вокруг, отсутствие хотя бы одного близкого друга среди сверстников, смиренное принятие всего происходящего.

Дети дошкольного возраста, совершающие буллинг, не умеют сочувствовать и сопереживать, гиперактивные, агрессивные, физически превосходящие своих сверстников. Ребёнок, который является лидером или хочет им стать, чувствует вседозволенность из-за нехватки воспитания или высокого социального статуса родителей.» [4]

Как же ведёт себя ребёнок, совершающий буллинг:

наказывает; мстит; удивляет; поражает; снимает напряжение, «прикалывается»; показывает преимущество; специально унижает; запугивает.

В три года дети начинают друг друга дразнить, а уже в пять-шесть лет появляются обзывалки. Причинами могут быть попытки подражать взрослым, для самоутверждения и привлечь к себе внимания.

Данным образом дети дошкольного возраста выплескивают свою агрессию, из зависти, и для самозащиты. Так иногда дети испытывают на прочность новичка в группе. При этом им важно, чтобы в это время были наблюдатели, что потом они расскажут. Воспитателям необходимо исправить эту ситуацию в группе. Для этого необходимо провести с дошкольниками игру «Обзывалки», но обзываться друг друга нужно овощами или фруктами. Например, «Ты, Катя, капуста». Ребята смеются, накопившийся негатив перетекает в позитивные эмоции. Эта игра поможет снять напряжение и выплеснуть детскую агрессию.

Родителям надо понять, что дети берут пример со взрослых и необходимо следить за своей речью и своим поведением, чтобы ребенок не стал словесным агрессором.

Дети дошкольного возраста схватывают все на лету. Очень часто родители не учитывают это, когда использую в своей речи бранные слова. Им кается, что ребенок еще маленький и не понимает смысл этих слов, но на самом деле, у ребенка откладывается в памяти нецензурная лексика, которую он использует в общении со сверстниками.

Научите ребенка быть толерантным к особенностям других людей, больше читайте сказки, там много мудрости, заложенной народом.

Не редкостью бывает так, что ребенка бьют, толкают, отбирают игрушки, проявляют, по отношению к нему, агрессию – это еще один вид детской травли.

Агрессором выступают дети, уверенные в себе, доминирующие и подчиняющие к себе других, по сильным моральным и физическим качествам, а жертвами выступают дети с низкой самооценкой, очень чувствительные к стрессам, неспособны постоять за себя.

Поведение родителей в таких ситуациях проявляется по-разному: кто-то учит ребенка отвечать агрессией на агрессию, кто-то рекомендует давать сдачи, кто-то спешит разобраться с обидчиком самостоятельно, а кто-то жалуется воспитателям, если инцидент произошел в детском саду.

Родителям, в подобном случае, рекомендуется попытаться разобраться в ситуации и, если ребенка обижают в детском саду, то нужно обращаться к воспитателям или психологу.

Можно с ребенком разыграть несколько игровых ситуаций, происходящих в детском саду как ребята шалят. Что делает воспитатель в этой ситуации? Что делают другие дети в этом момент? А если волк обижает ежика, толкает его, отнимает игрушки и дерётся? Как это происходит? Что делать ежику? Понаблюдайте во время игры за реакцией ребёнка.

Не надо ругать других детей, заступаясь за своего ребенка. Это надо делать только в исключительных случаях. Нельзя ругать ребёнка и заставлять дать сдачи: если бы он это мог, то давно бы сделал. Разборки с родителями тоже малоэффективны. Нужно учить своего ребёнка общаться, находить компромиссы в сложившихся ситуациях.

Детской травле подвержены дети отвергнутые детским коллективом.

Это большая неприятность для ребенка, а для его родителей трагедия. Родителям в такой ситуации хочется помочь, и избавить от одиночества.

В этом случае воспитателю нужно создать дружескую атмосферу в детском коллективе. Воспитатель действует как арбитр в детском коллективе, наблюдает за непозволительным поведением детей. Все дети обращают внимание на реакцию педагога. Необходимо, что бы педагоги пресекали фразы «Я не хочу играть с тобой», «Мы не дружим с тобой» и не в коем случае не одобрять ябедничество. Бывают дети интроверты, которые не особо нуждаются в общении. В каждом конкретном случае разбираться отдельно с педагогом.

Родителям в данном случае необходимо изучить обстановку в группе, собрав информацию от воспитателя и своего ребенка, а также других родителей. Конфликтные ситуации вы можете обыграть дома при помощи спектакля. Обыгрывая ситуацию, вы научите ребенка находить правильные слова и правильно действовать. Чаще общайтесь со своим ребенком. Приглашайте в гости его сверстников. Ходите на детские площадки, пусть ребенок чаще общается с детьми. Ребенку необходимо научиться общаться.

Если дети не играют с ребенком, значит, возможно, проблема в нем. В разных коллективах у ребенка возникают такие же проблемы. Если родители замечают, что сложно ребенку общаться с детьми, то необходимо обратиться к психологу. Часто дети не умеют общаться, у них не развитые социально-коммуникативные навыки. Основными причинами являются – ребенок застенчивый, агрессивный, по внешности отличается от других, избалованный, имеет нарушения речи, проблемы в семье.

Телесные приставания так же являются видом детской травли. У детей дошкольного возраста показывают свои интимные места, бывают попытки поцелуя. При этом дети находятся в растерянности, испытывают шок и не всегда признаются взрослым. Родителям в этой ситуации нужно правильно реагировать, переводя эту ситуацию в шутку, не заострять на этом внимание, сглаживать ситуацию (для пострадавшего ребенка). С трех до четырех с половиной лет ребенок проявляет интерес к половым органам.

Воспитателю необходимо обсуждать проблемы в отсутствии ребенка. Провести беседу с родителями виновника. При наличии такого ребенка педагог должен мягко, но настойчиво отваживать его от подобных действий, не зацикливаясь на этом. И не оставлять детей без присмотра в туалете и в спальне. Интерес обычно пропадает через полгода и впрочем, как и воспоминания об этом.

Применять такие игры и упражнения как «Любовь и злость», игра «Царь», упражнение «Шутливое письмо», «Самый-самый», «Покажи ситуацию» позволит снизить агрессию и враждебную реакцию у детей дошкольного возраста.

Помогут в оптимизации межличностных отношений. Формируют правильно реагировать в конфликтной ситуации. Воспитывают толерантность и эмпатию. А также эти игры и упражнения помогут при профилактике буллинга в детском коллективе.

Если оставить все без контроля и должного внимания, то травля жертвы и ее унижения не прекратятся, а будут только усиливаться. Разрешенная проблема травли на ранних стадиях, позволит уберечь психику ребенка и иметь минимум последствий. Поэтому, будь то ребенок в роли жертвы или нападающего – это нужно незамедлительно пресечь и не допускать дальнейшего развития проблемы. Проигнорировав жалобу ребенка, вы рискуете никогда не узнать о причинах и обстоятельствах случившегося с вашим ребенком.

Литература:

  1. Аршад С., Хусейн, Холокомб В. Р. Руководство по лечению психологической травмы у детей и подростков. М. 1998.
  2. Баркан А. И. «Детсадовский буллинг как показатель отсутствия эмпатического воспитания ребёнка», статья.
  3. Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов. СПб. 2003.
  4. Гилберг К., Хеллгрен Л. Психиатрия детского и подросткового возраста. М. 2004.
  5. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: учебное пособие. СПб. 1993.
  6. Гуггенбюль А. Зловешее очарование насилия. СПб. 2000.
  7. Цымбаленко Н. Буллинг. Как остановить травлю ребенка, Издательство: Питер, 2019 г.

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.