Физкультурный уголок, как одно из условий здоровье сбережения и физического развития воспитанников всех возрастов

Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях, необходимо иметь физкультурное оборудование, которое должно быть в групповой комнате, в специально отведенном месте «физкультурном уголке».

Подбор оборудования и содержание физкультурного уголка – определяется программными задачами, как физического, так и всестороннего воспитания детей. Задача воспитателя научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования. В практике детского сада существуют определенные требования к физкультурному уголку.

Главная цель физкультурного уголка: удовлетворение потребности детей дошкольного возраста в движении и приобщение к здоровому образу жизни.

Задачи физкультурного уголка:

  • развитие движений и совершенствование двигательных функций;
  • достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
  • предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;
  • создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;
  • приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Требования к физкультурному уголку:

  • Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Он может быть размещен в групповой или спальной комнате.
  • Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение принципу целесообразности.
  • Уголок должен быть эстетически оформлен.
  • Соответствовать возрасту детей, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек.
  • Наличие символики физкультуры и спорта.

В младшей группе детского сада уголок оформляется как часть большой игровой зоны. Для малышей должны быть и горки для ходьбы, и игрушки-каталки, и мячи разных размеров. Дети 2-4 лет постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками. В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому там должны быть маски для игр. В основном, это те персонажи, которые чаще всего встречаются в их играх: кот, заяц, лиса, медведь, волк. Предметов, для проведения упражнений, должно быть много – на всех детей группы: кубики, мягкие мячики, султанчики. Обязательно должен быть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме. В средней группе детского сада спортивный уголок дополняется альбомами по ознакомлению с различными видами спорта: «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта». Спортивные приспособления для проведения упражнений теперь уже нужны не для всех детей, а только для подгруппы, потому что дети сами организуют спортивные игры, копируя действия Руководителя физвоспитания. В свободном доступе находятся и спортивные игры: городки, кегли, дартц.

В старших группах целесообразно создать вариативные, усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий. В старших группах необходимо знакомить детей с важнейшими событиями спортивной жизни страны и помещать соответствующий материал в уголке (иллюстрации, игры, и т. д.)

Помимо альбомов по спорту, выкладываются схемы проведения игр с правилами, по которым дети наглядно могут вспомнить и провести любимую игру.

Уголок должен активно использоваться в течение дня (индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей).

Образовательный стандарт дошкольного образования Республики Беларусь устанавливает требования к результатам освоения содержания учебной программы дошкольного образования выпускник УДО должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, иметь физическую подготовку в соответствии с возрастными особенностями.

Для того чтобы дети активно двигались взрослые должны создать благоприятные условия. Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем.

Физкультурный уголок должен быть максимально приспособлен для удовлетворения потребности детей в движениях. К физкультурному уголку и его оборудованию предъявляются следующие требования: педагогические, эстетические, гигиенические. С помощью физкультурного уголка отлично развивается самостоятельная двигательная деятельность детей.

Так же для совершенствования движений, формирования быстроты, выносливости, координации движений дети любят подвижные игры. В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как одно из условий здоровье сбережения и физического развития воспитанников всех возрастов.

Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.

Например, такие как «ловишки», где используют разноцветные ленты. Дети

играют в коллективе, ориентируются в создавшейся ситуации, развиваются такие качества как воля, стремление к победе, сила, ловкость и быстроту реакции.

Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на

здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

Например: катание мяча друг другу в ходе словесно-логической игры «Я знаю 5 имен…».

Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и

обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на

психическую деятельность. Артикуляционная гимнастика проводится с

использованием нетрадиционного спортивного оборудования. Пятнашки – игра, которая развивает у детей мышление, сосредоточенность, интеллектуальные способности, умение работать в команде, совместное принятие решения, развивается счет. Для профилактики плоскостопия, разнообразного воздействия на детские стопы используются дорожки здоровья. Регулярное массажное воздействие на стопы помогает ежедневно и без труда улучшить здоровье ребенка. Дорожка здоровья позволяет сделать этот процесс не только полезным, но и весьма увлекательным.

Например, с использованием мешочков для равновесия и координации движения.

Таким образом, создание развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, способствует укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.

 

ПАМЯТКА для воспитателя «Комплектация физкультурных уголков»

  1. Теоретический материал

— картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей;

— картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей;

— картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей;

— картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;

— картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей;

— картотека считалок (II младшая группа во II половине года);

— иллюстрированный материал по зимним видам спорта (средняя группа во II

половине года);

— иллюстрированный материал по летним видам спорта (средняя группа во II

половине года);

— символика и материалы по истории Олимпийского движения (средняя группа во II половине года);

— сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие группы).

  1. Игры (средние и старшие группы):

— дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото,

домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д.

— спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

  1. Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, оборудование (например – ленточки, для всех возрастных групп).
  2. Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:

— мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;

— коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т. д.;

— бросовый материал (шишки, яйца от киндер сюрпризов и т. д.) для захвата и

перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.

— нестандартное оборудование, сделанное своими руками;

— мячики – ежики;

— мешочки с разной крупой для рук;

— эспандер (средний и старший возраст).

  1. Для игр и упражнений с прыжками:

— скакалки;

— обручи;

— шнуры;

— бруски.

  1. Для перешагивания, подъема и спуска:

— бруски деревянные.

  1. Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:

— кольцебросс;

— мячи резиновые разных размеров;

— попрыгунчики (средние и старшие группы);

— мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы);

— корзины для игр с бросанием;

— мишень для метания или дартц с мячиками на липучках (средний и старший

возраст);

— кегли;

— нестандартное оборудование.

  1. Выносной материал (по возрасту детей):

— мячи резиновые;

— мяч футбольный (средний и старший возраст);

— бадминтон (старший возраст);

— скакалки;

— обручи;

— лыжи;

— хоккейные клюшки;

— санки и т. д.

  1. Наличие бубна для проведения утренней гимнастики

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.