Консультация для воспитателей «Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе».

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Именно в дошкольном возрасте формируются основные нравственные качества ребёнка. В связи с этим перед педагогами современного дошкольного образовательного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств детей дошкольного возраста.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.

Понятие патриотизм многогранно. Это и чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.

Основными задачами патриотического воспитания детей являются:

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа; воспитание чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа; толерантного  отношения к представителям других национальностей.

В процессе работы по патриотическому воспитанию в учреждении дошкольного образования решаются следующие задачи:

  1. Задачи эстетического и нравственного воспитания:самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.
  2. Задачи физического воспитания: развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием).
  3. Задачи трудового воспитания:поощрение трудовой деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду, и дома систематически, а не от случая к случаю. Труд ребёнка дошкольного возраста невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности. Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Чтобы ребёнок понял значение результатов человеческого труда, ему нужно рассказывать и показывать, например, как выращивают хлеб, но еще в большей степени он осознает необходимость бережного отношения к хлебу, если вырастит его сам.
  4. Формирование бережного отношения к природе. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа в огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей и т.д. сочеталось с воспитанием любви к родному городу (селу), с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству (озеленение, субботники, уборка улиц).

Рекомендуемые методы работы:

— целевые прогулки и экскурсии;

— наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города и т.д.);

— рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей;

— беседы о родном городе;

— использование иллюстраций, фильмов, детских произведений;

— разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

— ознакомление с произведениями народного творчества;

— обогащение и стимулирование детского творчества;

— привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;

— поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах;

— воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Необходимо рассказывать дошкольникам о подвигах воинов; устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов войны, труда.

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.