Кризис 3-х лет

К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озабоченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: то в первое яркое выражение своего «я», это его попытка самостоятельно отдалится от матери, научится многое делать самому и как- то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.

Понятие «трудный возраст» чаще всего ассоциируется у нас с подростком. А между тем гораздо большее число «трудных периодов» приходится на дошкольное детство. Это периоды называют «кризисами возрастного развития», и их появление свидетельствует о нормальном ходе развития», и их появление свидетельствует о нормальном ходе развития ребенка, несмотря на то, что он действительно становится «трудным».

Первый такой период наступает приблизительно в возрасте одного года, когда границы самостоятельности малыша резко расширяются, в связи с тем, что ребенок начинает ходить.

Второй кризисный период развития ребенка — это 3 года, хоть его первые проявления можно заметить и раньше, уже в 2,5 года, ребенок все настойчивее говорит «я сам», отталкивает помощь взрослых, доходя в своем упорстве до настоящих истерик. Многие родители отмечают, что малыш стал «жадным», не позволяет другим детям дотрагиваться до своих игрушек. Даже если он сам в них не играет. Упрямство, строптивость, своеволие и даже грубость становится главными чертами поведения трёхлетнего ребёнка.

Самое удивительное, что все те выходки ребёнка свидетельствуют вовсе не о его испорченности и зловредности, а как раз о благополучном развитии его психики и личности.

К трем годам он уже многое может делать сам, умеет говорить, играть с детьми, слушает сказки, смотрит мультфильмы, у него есть свой собственный жизненный опыт. Малыш чрезвычайно горд своими достижениями и, стремится к новым успехам, хочет все делать сам. Одним из признаков этого является то, что малыш начинает говорить о себе 1-м лице. Если раньше вы слышали «Маша хочет пить», то теперь ребенок совершенно отчетливо произносит «Я хочу пить». Слово «я» в его лексиконе становится одним и самых употребляемых. Вы только и слышите «Я. я. я». Это «Я» постепенно переходит в «Я сам».

Это очень тонкий момент, на который стоит обратить внимание. Внешние проявления кризисного поведения малыша связаны с его упрямством, негативизмом и строптивостью. Ребенок хочет быть хозяином своего поведения и настаивает на этом. Его упрямство — способ проявления собственной воли. Он не дает маме помочь одеть его, построить дом из кубиков, на прогулке тянет ее туда, куда хочется именно ему. На любое возражение может реагировать криком, слезами, нередко переходящими в настоящую истерику. Он часто отказывается от любого предложения взрослого.

«Не хочу, не буду, не надо» такая капризность ребенка — пока единственная возможность проявления свое значимости, а также возможность потребность ее уважения от других. Он отрицает все, что исходит от взрослого.

Так как же лучше реагировать на упрямство и капризы ребенка? Как помочь преодолеть кризис трех лет? Попробуйте воспользоваться следующими советами.

  • Поощряйте самостоятельность и активности малыша. Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя.
  • Установите границы активности малыша. Они должны оправляться сферой его безопасности. Покажите ребенку зону «можно и нельзя»
  • Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребёнку, то стойте на своем до конца. В противном случае слезы и истерики станут для него удобным способом добиться своего.
  • Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли одинаковые требования.
  • Не пытайтесь ругать или уговаривать ребенка во время приступа упрямства. Лучше попытайтесь переключить внимание малыша, показав ему что-то новое и интересное. Подобные приемы могут отвлечь внимание капризули от плача и истерики. В противном случае, вы можете какое- то время не обращать на него внимание — истерика пройдет сама собой, ведь кричать и топать ногами без зрителей совсем не интересно.

Взрослому нужно понять, что конфликты по разным поводам в данный возрастной период неизбежны. Их может быть только больше или меньше, и обойтись совсем без них не удастся. Поэтому не стоит требовать всегда и во всем беспрекословного подчинения старшим, вы же не хотите вырастит безвольного, полностью зависимого от мнения окружающих человека?

К тому же подобная личность не может быть здоровой, так как постоянно «упрятывание» своих собственных потребностей и стремлений внутрь, тревожное стремление угадать мнение окружающих и поступить так, чтобы быть хорошим для всех, обязательно приводит к развитию неврозов.

Родителям трёхлетнего упрямца приходится нелегко. Прежде всего, они сами тоже учатся гибкого поведению во время конфликта и умению отстранятся от своих эмоций.

Если в столкновениях с взрослыми всегда побеждает ребенок, он начинает переоценивать себя и свои возможности. Он твердо усваивает, что своими настойчивыми требованиями, капризами криками, плачем он может добиться всего на свете. Он привык обращать внимание только на свои желания, которых с каждым разом больше и больше. В результате растет эгоист, не способный согласовывать свои действия с реальными возможностями.

С другой стороны, если сильная воля родителей во всем подавляет развивающую волю малыша, можно получить невротика. Причем внешне такой ребенок может выглядеть вполне привлекательно — послушный, аккуратный, вежливый, серьезный. Окружающим взрослым он будет нравится, потому что с ним нет никаких проблем. Вот только хорошо ли это для самого ребенка? Таким детям очень трудно самоутвердиться в жизни, они склонны к тревожности и пассивности. Они нуждаются в постоянном руководстве со стороны более сильного, и если в детском возрасте в этих качествах как будто не видно ничего плохого, то и во взрослой жизни им придется очень трудно, так как они все будут зависимы от окружения, обстоятельств.

Успешно преодолев кризис трех лет, ребенок становится относительно независимым от окружающей среды. Он осознает себя как отдельную личность, достаточно ловко и независимо передвигается, может обслужить многие свои потребности. Он начинает овладеть собой и своим поведением — может сам решить, чего он хочет, что и как ему делать, что хорошо и что плохо.

Период упрямого кризиса – серьезное испытание для родителей и детей. И тем и другим приходится многому учиться, но это стоит того. Можно сказать, что это время — залог ваших будущих отношений с ребенком и фундамент для них вы закладывает сами.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.