Математика и речь

Речевую деятельность следует рассматривать во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как речь – это основное средство формирования мысли и форма ее выражения.

У детей с речевыми и познавательными нарушениями, как правило, оказываются сформированными базовые психические функции, необходимые для полноценного развития речевой системы – частично, а отсюда, как следствие, и трудности в усвоении математики.

У таких детей достаточно слабо развиты речевые и познавательные процессы, поэтому они с трудом запоминают состав числа (образование числа); названия таких геометрических фигур как овал, трапеция, ромб, прямоугольник, названия понятий, обозначающих свойства предметов (цвет, величина и т.д.), пространственные и временные понятия; испытывают трудности в решении примеров и задач.

В математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти, которые в свою очередь, способствуют развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи.

Игры с математическим содержанием дефектологи используют на занятиях по развитию речи (ориентировка во времени, времена года, закрепление геометрических форм и цветов, ориентировка в пространстве, закрепление навыков счета, сравнение предметов). Эти игры помогают детям закреплять умение согласовывать существительные с числительными (порядковыми и количественными) в роде и падеже, тренироваться в звуковом анализе слов, учат детей правильно проговаривать падежные окончания слов, а также развивают связную речь.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

  1. Игры с цифрами и числами
  2. Игры на ориентирование во времени
  3. Игры на ориентирование в пространстве
  4. Игры с геометрическими фигурами
  5. Игры на логическое мышление

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя игры со счётом, с числами и цифрами, учим детей согласованию количественных и порядковых числительных с существительными, прилагательными и глаголами, а также развиваем умение оперировать математическими терминами.

Играя в такие дидактические игры как «Сосчитай» (грибы, ягоды, фрукты, осень, народные игрушки, детеныши животных, насекомые и т.д.), «Количество и счет», «Сколько?», «Ромашка», «Сосчитай слоги», «Исправь ошибку», «Почтальон», «Озорные снежинки», «Один – много», «Один, два, пять» (на разные звуки), «Весёлые пузырьки», «Помоги Снеговичку сосчитать снежинки», «Домино. От одного до пяти», «Сосчитай и назови», «Найди отличия» дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Игры с пальчиками так же способствуют усвоению порядка следования чисел натурального ряда, быстрому запоминанию числового ряда в пределах 10, упражняют в прямом и обратном счете.

Для закрепления порядкового счета помогают такие игры, как «Кто за кем пришел?», «Кто первый, кто последний?», что в последующем способствует более благополучному обучению детей звукобуквенному и слоговому анализу слов. Игры на звуко-слоговой анализ слов: «Назови первый слог (звук) (второй, третий) в слове», «Какой звук впереди (позади) заданного?», «Помоги звуковичкам», «Выложи слово», «Расскажи про слово», «Назови соседей» и т.д.

Вторая группа математических игр (игры на ориентирование во времени) служит для знакомства детей с днями недели, временами года, частями суток, названиями месяцев. Это такие игры, как: «Назови время года», «Что сначала, что потом?», «Определи части суток», «Назови приметы времен года», «Назови зимние (весенние, летние, осенние) месяцы». Эти игры способствуют развитию связной речи ребенка, расширению словарного запаса, формированию грамматического строя речи.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Одной из задач является формирование умения ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением обозначать словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. Это в дальнейшем пригодится ребенку для оперирования со словом, предложением, поможет ребенку при обучении письму, ориентированию на листе бумаги. Для ориентирования в пространстве используются такие игры, как: «Целое из частей», «Где кто находится?», «Разрезные картинки», «Буквенный конструктор», «Предлоги», «Поможем Гномику построить дом и посадить ёлку», «Дорожки», «Лабиринты», «Сравнение предметов» (по высоте, ширине, длине и т.д.), «Антонимы», «Весёлые матрешки», «Весёлый Гномик», «Классики», «Найди похожую», настольные игры-бродилки с кубиком и фишками, и многие другие игры, а так же различные физминутки и физкультурные паузы, которые способствуют более быстрому запоминанию пространственных отношений.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Такие игры способствуют развитию речи, учат ребенка подбирать слова-признаки для заданного предмета (форма, цвет, величина и т.д.), а в дальнейшем – составлению рассказов-описаний. Это дидактические игры – «Весёлый Гномик», «Разноцветные коврики», «Разноцветные странички», «Геометрическая мозаика», «Поможем Гномику построить дом и посадить ёлку», «Расскажи про свой узор», «Парные картинки», «Большой – маленький», «Цвет и числа», «Цвет и форма», «Геометрические формы», «От прилагательных к рассказам-описаниям».

 

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как: «Найди отличия», «Небылицы», «Что сначала, что потом», «Найди тень», «На что похоже?», «Найди такой же», «Фантазёры» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Например, при обучение грамоте можно использовать следующие игры: «Игры деда Буквоеда», «Найди пропущенную букву», «Помоги заполнить бочку водой», «Прочитай слово по первым звукам слов» и т.д. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

Применение игр с математическим содержанием помогут ребенку реже допускать речевые ошибки. И в то же время помогут сформировать и закрепить элементарные математические представления.

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.