ОСОБЫЕ ДЕТИ-ОСОБОЕ ОБЩЕНИЕ

В Беларуси развитие инклюзивного образования находится на этапе становления. Создание инклюзивных дошкольных учреждений гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для всех категорий детей раннего и дошкольного возраста, а также их семей.                                           Доказано, что именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка с особенностями психофизического развития, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром.

                  В интегрированной группе дети с особенностями психофизического развития в повседневной жизни находятся в общем коллективе. Здесь не делаются различия между теми, кто «может» все, что положено по возрасту, и теми, кто «не все может». Интегративное воспитание дает семье, в которой воспитывается «особенный» ребенок, возможность жить полноценной жизнью, не замыкаясь, в узком семейном круге.                 Общение со здоровыми сверстниками дает ребенку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для обычных детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности, при осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе, приводит к более внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие.                                                                                         Резкое недоразвитие речи затрудняет контакты ребенка с окружающими, нарушает процесс формирования познавательной деятельности и личности в целом. Именно затрудненность словесного общения, его нарушение выступают в качестве главной причины аномального развития. Нарушение словесного общения частично изолирует ребенка от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний, овладении словами и словосочетаниями, их обозначающими. Все вышесказанное обусловливает упрощенность межличностных отношений. Затруднения в выражении своих желаний и чувств у детей с недоразвитием речи при их общении с окружающими может привести к нарушению социальных отношений, появлению повышенной агрессивности или невротических реакций. Часто родители и педагоги отмечают, что ребенок капризен, раздражителен, обидчив, криклив или наоборот, чрезмерно застенчив. Он стал ранимым, впечатлительным или безучастным ко всему, плаксивым, конфликтным, постоянно недовольным всем. У него нарушены сон и аппетит, отмечаются вспышки гнева и перепады настроения, значительно снижен интерес к играм, занятиям, затруднено общение и т.д. Как правило, такие состояния возникают у детей при наличии внутреннего психологического дискомфорта, проявляющегося в нарушении эмоциональных и поведенческих реакций, характерных для данного возрастного периода. Система взаимодействия педагогов, родителей и детей «Особые дети — особое общение» дает возможность корригировать негативное и конфликтное поведение ребенка конкретно. Она позволяет изменить внешнюю сторону общения.                                                                    Главным направлением в деятельности педагогов становится ориентир на «включение» детей с особенностями развития в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных партнеров». В этом случае педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог должен создать условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. На занятиях игры и упражнения должны выбираться с учетом индивидуальных программ обучения.          Рекомендации по общению педагогов с детьми с особенностями психофизического развития:                                                                                   Все сотрудники дошкольного учреждения должны принимать участие в обучении «особенного» ребенка новым навыкам. Старайтесь как можно больше хвалить ребенка, больше улыбайтесь ему, объясняйте, делайте маленькие подарки, особенно, если он действительно добился успеха.                                                                                                          Больше разговаривайте с ребенком, объясняйте ему свои действия, рассказывайте об окружающем, даже если ребенок не может вам ответить. Помните, что освоение речевых навыков начинается задолго до того, как ребенок начнет говорить, через взаимодействие с людьми и предметами.       Помогайте ребенку осваивать новые навыки, направляйте его движения своими руками. Используйте зеркало, чтобы ребенку помочь лучше узнать себя, свое тело, научиться владеть руками. Используйте подражание, копирование: подскажите ребенку какое-либо действие и стимулируйте его подражать вашим действиям. Побуждайте ребенка больше двигаться. Сделайте занятия ребенка интересными для него, превратите их в игру.                                                       Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам, помогайте ему только тогда, когда это необходимо. Дети лучше осваивают действия, когда им показывают их другие дети. Побуждайте обычных детей больше играют с «особенными» детьми, обучая тому, что умеют сами.                                                 Важно не то, сколько времени вы уделяете обучению ребенка, а то, как вы это делаете. Проявляйте терпение, ласку, заботу, старайтесь понять потребности и возможности ребенка. Выражение лица должно быть — доброжелательное, приветливое, теплое, нераздраженное. Тон голоса в разговоре с ребенком — доброжелательный, приветливый в любых ситуациях. В лексике по возможности избегайте употребление всех частиц НЕ, приказных фраз, повелительного наклонения (например, возьми, скажи, сделай), глаголов «должен», «обязан», «нужно». Желательно включать сослагательное наклонение; местоимение мы (вместо я и ты). Не надо вставать на сторону людей, обвиняющих ребенка публично (лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием ребенка обсудить возникшую проблему и помочь ее решить); хвалить в присутствии ребенка других и ставить кого-либо в пример.  «Особенному» ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: обнять, погладить, приласкать.        Старайтесь не делать  ему постоянных замечаний, особенно мелочных; не ругаться и не кричать на ребенка (вместо этого можно сказать, что именно Вас рассердило или обидело в его поведении); всегда быть с ребенком вежливым, теплым; не торопить и не подгонять ребенка.       От неправильного поведения или занятия старайтесь ребенка отвлекать, предлагая не менее 2-3 вариантов деятельности или занятий.

Несколько способов высказать одобрение:

Молодец!

Правильно!

У тебя это здорово получилось!

Ты сегодня хорошо потрудился!

Я знала, что ты справишься!

Неплохо!

Отлично!

Ты быстро научился!

Это то, что надо!

С каждым днем у тебя получается лучше!

Принимайте ребенка таким, какой он есть, не ждите о него невозможного.                                                                                                             Без сотрудничества с родителями «особенного» ребенка трудно достичь успеха в развитии и формировании навыков общения. Работа с такими родителями требует от воспитателя особого такта. Часто у родителей возникает комплекс вины по отношению к собственному ребенку, имеющему психофизическое отклонение в развитии. На этой основе формируется определенный стиль родительского отношения — гиперопека. Такие родители ограждают ребенка от возможных проблем, потакают его прихотям и желаниям. В результате возникает искажение личностного развития ребенка (эгоизм, эгоцентрические установки). Воспитателю в процессе сотрудничества с такими родителями необходимо обращать их внимание на наличие больших возможностей развития ребенка, создавать у них соответствующие педагогические установки. Родители должны знать, что их ребенку в данный момент посильно, а что без посторонней помощи он сделать не сможет. Еще один тип родительского отношения к детям с проблемами в развитии — неприятие ребенка (открытое или скрытое). Это приводит к невротическим реакциям ребенка, отягощая тем самым имеющийся у него психофизический дефект. Таких родителей нужно убеждать в том, что необходимым условием эффективного продвижения ребенка в развитии является их любовь, ласка и внимание к нему. Наиболее продуктивным стилем родительского отношения к ребенку с отклонениями в развитии является стиль, когда родители принимают своего ребенка таким, какой он есть. Родители объективно его оценивают, не завышая и не занижая требований к нему. Это способствует формированию у ребенка адекватной самооценки, личностных установок и прогнозов на будущее. Целенаправленная работа педагога по оптимизации отношений родителей и детей должна проходить в различных формах. В работе с семьей воспитатель должен поставить своими задачами педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры, а главное — целенаправленное стремление вызвать у родителей интерес к своему ребенку, помочь в формировании правильного подхода к нему, способствовать с позиции интересов ребенка нормализации отношений в семье, если там заметно неблагополучие. Прикасаясь к деликатной сфере семейных отношений, воспитатель главную ставку должен сделать на индивидуальную работу с родителями. В то же время большие возможности содержатся в различных формах фронтальной работы с родителями «особенного» ребенка, и всех родителей группы (совместные родительские собрания, подготовка и проведение праздников, совместные спортивные мероприятия). Совместная деятельность будет способствовать лучшему взаимному взаимопониманию, объединению их усилий в интересах детей, формировать чувство сопричастности.                             Т.О.  внедрение инклюзивного воспитания и образования в жизнь дошкольного учреждения полезно по множеству причин:

  1. инклюзивное образование помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить.
  2. инклюзивное образование поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь.
  3. инклюзивное образование предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения. Дети и взрослые получают пользу от доброжелательной и благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные отношения.
  4. инклюзивное образование расширяет профессиональные знания педагогов. Такое образование требует новых и более гибких способов преподавания, которые были бы максимально эффективны для всех детей.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.