ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА» УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

При планировании мероприятий, направленных на реализацию образовательной области «Художественная литература», следует руководствоваться следующими нормативными правовыми документами и методическими рекомендациями:

  1. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 года №229 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования».
  2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 мая 2023 г. № 152 Об утверждении типового учебного плана дошкольного образования
  3. Инструктивно-методическое письмо министерства образования республики Беларусь «Об организации в 2022/2023 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»

Методической основой планирования выступают:

  • Системно-деятельностный подход (деятельность является основой, средством и условием развития личности; обучение и воспитание осуществляется через игру и другие виды детской деятельности);
  • Культурологический подход (развитие духовного начала личности, изучение традиций и ценностей национальной культуры);
  • Личностно ориентированный подход (создание условий для развития личности воспитанников, использование накопленного и создание условий для формирования у них социального опыта).

Содержание учебной программы дошкольного образования 2022 года нацеливает педагогов на формирование определённых компетенций воспитанников в различных образовательных областях, в том числе и в образовательной области «Художественная литература».

Важно не только восприятие воспитанниками произведений художественной литературы, но и последующее их воспроизведение посредством ответов на вопросы педагога, заучивание наизусть, пересказа, театрально-художественной деятельности.

Педагогу необходимо уделять большое внимание формированию практических навыков, придавать творческий характер воспроизведению литературных произведений воспитанниками, упражнять их в сочинении. Требуется не только формировать представления, умения и навыки, но и превращать их в компетенции, т.е. практически применять в различных жизненных ситуациях.

Содержание образовательной области «Художественная литература» учебной программы дошкольного образования структурировано в разделы: «Восприятие произведений художественной литературы и фольклора», «Выразительное чтение, драматизация». Одни задачи направлены на восприятие произведений, другие – на воспроизведение.

На реализацию содержания образовательной области «Художественная литература» в первой и второй младшей группе выделено 0,5 учебного часа в неделю. Наиболее подходящими для воспитанников будут занятия, сочетающие восприятие и воспроизведение.

Воспроизведение для воспитанников от 2 до 3 лет заключается в повторении отдельных слов и выражений из стихотворений и сказок, а также в повторении за взрослым коротких потешек, пестушек, стихотворений. Для воспитанников от 3 до 4 лет – в пересказывании несложных сказок, рассказов, повторении строк из небольших стихотворений, передаче словами, действиями, жестами содержания литературного (фольклорного) произведения.

Такие занятия формируют у воспитанников умения выполнять игровые действия в соответствии с содержанием знакомых произведений, участвовать в играх-драматизациях. Побуждая детей к восприятию произведения, педагог использует практические и игровые методы.

Если в числе занятий будут преобладать занятия, направленные только на восприятие произведений (чтение текста педагогом), то реализация задач раздела «Выразительное чтение, драматизация» в большей степени будет осуществляться в ходе нерегламентированной деятельности. При таком планировании часть задач раздела «Выразительное чтение, драматизация» может быть реализована не в полном объёме. Это может стать причиной недостаточно сформированных практических умений у воспитанников. Поэтому на занятиях рекомендуется одновременно реализовать содержание разделов «Восприятие произведений художественной литературы и фольклора» и «Выразительное чтение, драматизация».

Такие занятия можно разделить на две группы: «занятие №1», «занятие №2», которые отличаются видами деятельности, посредством которых осуществляется воспроизведение:

№ занятия Вид деятельности, количество произведений для воспроизведения
1 Восприятие одного или нескольких произведений художественной литературы и фольклора, объединённых темой или жанром
Воспроизведение посредством

·        повторения отдельных слов, выражений из стихотворений, сказок;

·        повторение за взрослым потешек, пестушек, стихотворений;

·        ответов на вопросы по содержанию произведений

2 Восприятие одного или нескольких произведений художественной литературы и фольклора, объединённых темой или жанром
Воспроизведение посредством драматизации с использованием игрового оборудования

 

Необходимо планировать два занятия в месяц: одно занятие №1 и одно занятие №2. Если возникают сложности в подборе произведений согласно тематике недели, педагог может отступить от точного сочетания темы недели и содержания произведений.

Планирование восприятия и воспроизведения белорусских и русских народных сказок имеет свою особенность. Чтобы воспитанники могли пересказать и обыграть сказки, работа с ними должна циклично повторяться несколько раз в год. Работу над сказками в специально организованной деятельности рекомендуется проводить поэтапно:

Этап Содержание
1 Первоначальное восприятие и пересказ сказки воспитанниками
2 Повторное восприятие и драматизация
3 Восприятие знакомой сказки и повторная драматизация

 

Поскольку учебной программой дошкольного образования предусмотрен значительный объём литературных произведений, необходимо одно мероприятие в неделю планировать в раздел «Специально организованная деятельность (игра, занятие)», а остальные – в раздел «Нерегламентированная деятельность воспитанников. Художественная деятельность».

При планировании мероприятий следует сочетать задачи образовательной области «художественная литература» и задачи образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения». Для воспитанников от 2 до 3 лет – слушать и понимать рассказ (чтение) взрослого; рассказывать небольшие стихи, потешки, сказки. Для воспитанников от 3 до 4 лет – пересказывать содержание знакомой сказки или короткого рассказа по вопросам взрослого, ориентироваться в структуре рассказа (начало, середина, конец).

 

Типовым учебным планом дошкольного образования группе для воспитанников от 4 до 6 лет по образовательной области «Художественная литература» предусмотрен один учебный час в неделю.

Учитывая методические рекомендации (типы занятий), содержание учебной программы дошкольного образования (образовательная область «Художественная литература»), использование преобладающих методов обучения, рекомендуется педагогам планировать в течение месяца четыре различных типа занятий:

№ занятия Вид деятельности, количество произведений для восприятия
1 Восприятие одного произведения
2 Восприятие нескольких произведений
3 Восприятие одного или нескольких произведений. Воспроизведение (выразительное чтение, пересказ, сочинение)
4 Восприятие одного или нескольких произведений. Воспроизведение (драматизация)

 

Не рекомендуется планировать в один день занятия «Развитие речи и культура речевого общения» и «Художественная литература» в разделе «Специально организованная деятельность (игра, занятие)».

При наличии занятий «Развитие речи и культура речевого общения» или «Художественная литература» воспитатель может в этот день планировать в разделе «Нерегламентированная деятельность воспитанников. Художественная деятельность» мероприятия. Реализующие задачи образовательной области «Художественная литература». Однако задачи мероприятий должны быть различны. Например, ошибочно планировать в раздел «Нерегламентированная деятельность воспитанников. Художественная деятельность» рассказывание сказки, если именно в этот день проводилось занятие «Развитие речи и культура речевого общения» по пересказу сказки или рассказа. Также ошибочно планировать в один день заучивание литературных произведений в оба раздела. Такое планирование может привести к перегрузке воспитанников, так как им будут предложены однообразные виды деятельности.

Для реализации содержания образовательной области «Художественная литература» в специально организованной деятельности в учреждениях образования с русским языком обучения и воспитания используются произведения художественной литературы и фольклора на белорусском языке. В учреждениях образования с белорусским языком обучения и воспитания используются произведения художественной литературы и фольклора на русском языке. [Инструктивно-методическое письмо министерства образования республики Беларусь «Об организации в 2022/2023 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»]

При планировании педагогу важно предусмотреть сочетание использования произведений, как на русском, так и на белорусском языках с использованием тематики всех вариантов занятий (восприятие, выразительное чтение, драматизация).

Развивать способность к художественному восприятию педагог может посредством художественно-продуктивных видов деятельности. Лепку, рисование, аппликацию и другие виды деятельности, поддерживающие тематику литературных произведений, целесообразно планировать после ознакомления с произведениями литературы и фольклора. Для формирования представлений о литературных произведениях, героях, а также развития психических процессов: восприятия, памяти, внимания, словесно-логического мышления речи, целесообразно планировать дидактические настольно-печатные и словесные игры «Чья песенка?», «Лото по литературным произведениям», «Узнай, назови сказу (литературное произведение)» «Узнай, назови, покажи сказочного героя», «Загадки про сказочных героев». Благодаря дидактическим играм педагог может уточнить детали литературных произведений, ускользнувших во время чтения и анализа, помочь глубже понять характер героев и последовательность событий.

Таким образом, в процессе разнообразных видов деятельности закрепляется отношение к изображаемому объекту, так как ребёнок переживает те же чувства, которые испытывал при первоначальном восприятии литературного произведения. Всё это позволит реализовать преемственность в планировании различных видов деятельности.

Такой подход даст возможность педагогу гармонично и в полном объёме реализовать содержание образовательной области «Художественная литература».

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.