Подготовка и проведение режимных моментов (умывание, питание и дневной сон)

1 .Необходимо выработать в группе приемлемые для всех (взрослых и детей) правила жизни в группе, которых дети смогут придерживаться всегда. Особенно важно, чтобы одинаково проходили процессы еды, укладывания спать и гигиенические процедуры. Воспитатели и помощник воспитателя должны быть едины в своих требованиях к ребенку. Все трое должны ежедневно обмениваться информацией о самочувствии и поведении детей, их настроении.

  1. Прививать детям навыки самообслуживания необходимо с учетом возрастных особенностей

3     Требования к организации умывания.

Во время умывания детей воспитатель следит одновременно за детьми в туалетной комнате и группе. Если в группе находятся два воспитателя, то один из них находится с детьми в групповой комнате, другой – в туалетной комнате. Воспитатель включает воду, проверяя ее температуру. Важно помнить, что дети тяжело переживают любой физический дискомфорт. Поэтому:

—     будьте внимательны в отношении температуры воды: она должна быть теплой;

—     не настаивайте на проведении таких процедур, которых дети боятся (мытье лица с мылом), но уговаривайте провести гигиеническую процедуру

— следите за тем, чтобы кожа ваших рук была гладкой, мягкой и сухой. Ваши прикосновения должны быть приятны ребенку. Недопустимо иметь длинные ногти, которыми можно нечаянно поранить ребенка.

— в туалетную комнату дети входят из расчета по 1-2 человека к каждой раковине. У детей необходимо формировать определенные навыки умывания:

взять мыло из мыльницы, намылить ладони, положить мыло в мыльницу;

создав мыльную пену, распределить ее на кисти рук;

смыть мыло водой;

отжать руки или стряхнуть остатки воды с рук над раковиной, не допуская, чтобы капли воды попадали на пол, чем создается опасность для детей;

взять свое полотенце, сняв его полностью с вешалки, вытереть насухо руки, повесить полотенце на место;

при необходимости (после приема пищи, после сна) дети моют лицо.

4.Требования к организации питания. 

Перед обедом воспитатель организует спокойные виды деятельности. Организуется дежурство детей (со средней группы), выставляются на стол индивидуальные салфетки, столовые приборы, хлебницы, салфетки в салфетницах. Дежурные (два ребенка) моют руки, надевают специальные фартуки и колпаки, сервируют столы. Воспитатель следит за правильностью сервировки стола, обучает детей. Требования к сервировке стола:

—         сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала желание быть аккуратным;

—      индивидуальная салфетка в один слой или сложенная вдвое треугольником, на которую ставится салатник, столовые приборы;

—       над верхним углом салфетки ставится блюдце, на него – чашка, при необходимости в блюдце справа кладется маленькая ложка (для компота с ягодами и фруктами);

—       в центре стола ставятся хлеб или бутерброды в хлебнице (одна на 2 человека), салфетки в салфетнице (одна на 2 человека).

Дежурные первыми садятся за стол.   Воспитатель организует гигиенические процедуры. Дети моют руки, очищают нос. После гигиенических процедур дети садятся за стол на свои места. Необходимо следить за осанкой детей во время приема пищи (сидеть прямо, ноги вместе на полу, кости рук на столе, локти прижаты к телу). При организации питания необходимо обратить внимание:

—         перед ребенком должно находится только одно блюдо;

—         блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни слишком холодным;

—         не допускать понуканий, поторапливания детей;

—         не допускать насильного кормления детей, но и не оставлять без внимания ребёнка, который не прикоснулся к пище;

—   не осуждать ребенка за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов;

—     не допускать неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд, каждое блюдо должно быть красиво оформлено и подано ребенку с акцентом на том, что это именно для него;

—     помните, что дети очень внимательны, они все видят, все слышат. Следите за своими репликами о пище; предупредите и родителей. О пище можно говорить только хорошо;

—         не забывайте хвалить ребенка за аккуратность, неторопливость, культурные навыки;

—   не фиксируйте во время еды внимание детей на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья), но запоминайте, что у кого не получается, чтобы потом в качестве опережающего задать ему правильный алгоритм действий.

У детей необходимо формировать навыки приема пищи:

—     брать в рот пищу небольшими кусочками, хорошо пережевывать ее;

—     не разговаривать во время еды;

—     вытирать руки и рот бумажной салфеткой;

—     правильно пользоваться столовыми приборами.

После того, как дети съели первое, воспитатели  собирают тарелки из-под первого блюда и раздают второе блюдо.

После приема пищи дежурные убирают со столов салфетки, хлебницы, салфетницы.

  1. Требования к организации дневного сна. 

Дети берут свои стулья, ставят их на ковер, раздеваются в определенном порядке:

—     снимают обувь;

—     носки или гольфы вешают на стул под сиденьем с обеих сторон;

—     шорты помещают на сиденье стула;

—     юбку, футболку, платье, рубашку вешают на спинку стула;

—     колготки складывают вдвое пополам и помещают на сиденье стула;

Необходимо подчеркнуть, что ритуал подготовки ко сну должен быть постоянным, как по времени, так и по «технологии» их выполнения. Ребенок обувается, идет в туалет для осуществления гигиенических процедур: удовлетворяет физиологическую потребность организма, моет руки, очищает нос. Затем идет в спальню. Завершающая процедура перед сном – это освобождение волос от бантов, заколок и т.п. В спальне дети старшего дошкольного возраста сами готовят себе постель (педагог вмешивается, если видит трудности), надевают рубашку для сна, ложатся в постель, сняв обувь и поставив ее возле спинки кровати в ногах). В это время воспитатель находится с детьми в спальне, помощник воспитателя находится с детьми в группе, провожая их в туалетную комнату, ни в одном из помещений дети не должны находиться без взрослых. Во время ритуала подготовки ко сну в группе может играть спокойная мелодия или колыбельная, настраивая детей на отдых. Воспитатель может рассказать тихим спокойным голосом знакомую малышам и любимую ими сказку. Не следует задавать детям в это время вопросы, рассказывать остросюжетные истории, называть малышей по имени. Ребенок погружается в сон – это хрупкая фаза сна, и ее надо беречь. Иначе ребенок искусственно взбодрится, и потом ему очень сложно будет уснуть. Обязательно следует наблюдать за дыханием ребенка – оно должно быть носовое. Во время сна воспитатель обязан постоянно находится в спальне с детьми.

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.