Подвижная игра и двигательная активность воспитанника..

Как известно, ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. Игра как деятельность способствует качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывает разностороннее влияние на формирование его личностных качеств.

Одним из условий его полноценного роста и развития являются движения. Ребенку полезны и необходимы не только ходьба, но и игры с беганием, прыганием, лазанием; необходимо всякое напряжение сил. Двигательная активность является важным фактором здоровья, обеспечивает человеку выживание. В каждом возрасте она наполняется разным содержанием, но должна быть всегда.

Одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры. От подвижной игры дети получают удовольствие, испытывают «мышечную радость». Эмоциональный фон игры позволяет добиваться высокой двигательной активности.

Классификация игр осуществляется по разным параметрам:

— по принципу организации детей: одиночные и командные;

— возрастному принципу: для младшего, среднего, старшего дошкольного возраста;

  • видам движений: игры с бегом, прыжками, равновесием, метанием, лазанием;
  • степени интенсивности движений: большой, средней и малой подвижности;
  • особенностями содержания: подвижные игры с правилами, сюжетные и бессюжетные, с элементами спортивных игр.

Наиболее значимой является классификация, в основу которой положены особенности содержания подвижных игр.

Подвижные игры делятся на игры с правилами, сюжетные и бессюжетные, с элементами спортивных игр

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обуславливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.

Бессюжетные подвижные игры  «Ловишки»,  «Перебежки»  не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными  наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.

В подвижных играх (или играх с правилами) ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но, этот игровой процесс опосредован какой-то задачей, например, не просто бегать, а убегать от лисы. Это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде правил.

В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.

К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, кольцеброс, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.

В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.

К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр, и дети играют по упрощенным правилам.

Методика проведения подвижных игр

Руководящая роль  при проведении игр должна принадлежать воспитателям, руководителю физического воспитания, родителям.

В процессе проведения игры воспитатель должен:

—  укрепить здоровье занимающихся;

– воспитывать мотивацию к ЗОЖ;

– содействовать формированию жизненно важных навыков и умений;

– воспитывать у детей морально-волевые и физические качества;

– прививать организаторские навыки.

Процесс обучение игре должен носить воспитывающий характер. Воспитатель должен хорошо знать коллектив играющих, правила игры и владеть педагогическим мастерством в руководстве игрой, должен предотвратить недостаточную организованность, чрезмерную возбудимость, споры, нечеткое соблюдение правил.

Подготовка к проведению игры

Выбор подвижной игры зависит:

–   от педагогических задач, которые ставятся перед занятие;

— от подбора игрового материала, который определяет многие факторы — это возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество детей и условия проведения игры; при выборе игры нужно учитывать форму занятий (занятие или праздник) на занятии время ограниченно. На праздниках проводятся массовые игры и аттракционы, в которых могут принимать участие дети разного возраста.

Выбор игры непосредственно зависит от места ее проведения (зал, открытая площадка, зимние игры). При проведении игры на воздухе необходимо учитывать состояние погоды.

Выбор игры зависит также от наличия пособий и инвентаря. Из-за отсутствия составляющего инвентаря и неудачной его замены игра может расстроиться. Обязательно нужно подготовить инвентарь (флажки, мячи, скакалки, обручи и тд). Инвентарь должен быть красочным, ярким заметным в игре. Воспитатель должен подготовит обстановку, предварительно продумать моменты в игре, которые вызовут у детей интерес к игре.

Организация играющих

Первое важное условие — разместить играющих, правил выбрать место для объяснения игры. Дети расставляются так, чтобы они видели, слышали рассказ воспитатель. При объяснении игры нельзя ставить детей лицом к солнцу или к окну.

Объяснение игры

Рассказ должен быть кратким, лаконичным, последовательным. В младшей группе все объяснения игры делаются, как правило, в ходе игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группа воспитатель объясняет правила до начала игры.

Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения:

–   название игры (можно сказать, с какой целью проводится игра),

–  цель игры (определения победителя),

– ход игры,

– роль играющих и расположение их на площадке,

– правила игры.

Объяснение игры нужно сопровождать показом.

 

Выделение водящих:

Желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей.

Выделить водящих можно разными способами:

– по назначению воспитателя (этот способ используется, когда руководитель не знает группу детей)

– способ выбора по жребию (считалка)

– по выбору играющих  (он позволяет коллективное желание детей, которые обычно выбирают наиболее достойных.)

— по результатам предыдущих игр.

Распределение на команды:

–  по усмотрению воспитателя,

–  путем расчета на 1-2,

–  путем фигурной маршировки или расчета движущейся колонны,

–  по назначению капитанов.

Капитанам отводится важная роль . Он помощник воспитателя. Наблюдает за соблюдением правил игры, учитывает результат игры, раздают и расставляют инвентарь.

Руководство процессом игры:

Необходимо начать игры организованно и своевременно. Игра начинается по условному сигналу (команда, свисток, хлопок в ладоши, взмах рукой или флажком).

Затем воспитатель следит за ходом игры, за поведением отдельных игроков. Воспитатель должен заинтересовать детей игрой.

Дозировка в процессе игры:

– установление кратковременных перерывов или проведение игры без перерывов.

–  увеличение или уменьшение количество повторений игры или ее отдельных эпизодов.

— увеличение или уменьшение общего времени на игру.

–  удлинение или сокращение дистанций для перебежек, расширение или уменьшение площадки для игры.

– увеличение или сокращение числа игроков в команде.

Окончание игры:

Очень важно закончить игры своевременно. Преждевременное окончание игры нежелательно, так же и затягивание ее. Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий»

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.