Рекомендации учителя-дефектолога на летний период

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.

Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.

Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Учителю-дефектологу и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!

Также обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога — малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, предлагаем Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.

Искренне надеемся, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам летом повторять, закреплять те знания и умения, которые приобрели дети.

  1. Развивать общую и мелкую моторику:
  • делать гимнастику, прыгать, бегать, маршировать, стоять и прыгать на одной,  двух    ногах;
  • выполнять массаж пальчиков, упражнения для пальчиков;
  • лепить из пластилина, глины, раскрашивать, штриховать, обводить по контуру;
  • вырезать ножницами геометрические фигуры, выполнять аппликации;
  • расстегивать, застегивать пуговицы, застежки-молнии, шнуровать, завязывать бантики.
  1. Развивать речевое дыхание:
  • выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчики;
  • надувать шарики, надувные игрушки;
  • дуть в соломинку, опущенную в стакан с водой;
  • сдувать ватку с ладошки, дуть на карандаш, лежащий на столе;
  • играть на духовых музыкальных игрушечных инструментах (дудочки, свистульки, гармошки).
  1. Выполнять артикуляционную гимнастику!!! (инд. тетрадь).
  2. Повторять все изученные буквы и звуки:  гласные звуки  обозначаем красным цветом, согласные твердые  — синим, мягкие — зеленым.  
  3. Развивать фонематический слух:
  • «поймать» заданный звук среди других звуков;
  • назвать слово на заданный звук;
  • разделить слово «прохлапыванием» на  слоги;
  • назвать первый (последний) звук в заданном слове,
  • определить место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
  • назвать в заданном слове только гласные звуки;
  • повторить за взрослым «слоговые дорожки», например:  са-су-сы;  то-та-тэ-ту;  ша-шу-ша-ши;  па-па-ба;  ко-го-ко; ала-оло-улу; эла-эло-элы  и т.д.
  1. Закреплять (автоматизировать) поставленные звуки в словахчистоговорках, стихах,  контролировать их в речи  (см.  индивидуальные тетради).
  2. Развивать словарный запас, грамматический строй речи и связную речь детей  — повторять темы, изученные на занятиях.
  3. Читайте книги, журналы;  учите стихи, отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении природы, о животном и т.д.
  4. Не забывайте о существовании карандашей, пластилина, красок, ножниц. Помните, что рисование, лепка, аппликация развивают мелкую моторику рук. А воздействие на мелкие мышцы рук влияет на развитие речи.
  5. Исправляйте ошибки в произношении слов, особенно слов сложной слоговой структуры (например, «блатека – библиотека, «валосипед» –велосипед).
  6. Следите за грамматикой. Исправляйте ошибки:
  • в употреблении предлогов: В, ИЗ, НА, ПОД, К (например, Шишка упала из ветки – Шишка упала с ветки)
  • в согласовании слов (например, Я видел на ветке две птички – Я видел на ветке двух птичек)
  • неправильный порядок слов в предложении (например, «Дети играют в игры интересные». – Дети играют в интересные игры.)
  1. Продолжайте вместе с детьми читать художественные произведения, сказки, детские журналы, пересказывайте короткие сказки, рассказы, сочиняйте свои сказки, рассказы, опираясь на личный опыт ребенка, в вечернее время беседуйте с ребенком об увиденном и прожитом за день
  2. Закрепляйте в памяти детей отработанный за год лексикон: названия месяцев, явлений природы (гроза, туман, ливень и т.д.), названия растений (ягод, цветочных растений, деревьев, овощей и фруктов), названия животных, диких или домашних и т.д.
  3. Обогащайте словарный запас детей новыми словами. Этому способствуют:
  • летние путешествия
  • новые впечатления от поездок в отпуск, походов в лес, выездов на дачу
  • экскурсии в музеи
  • выходы в театр, в цирк.

Выполнение всех этих рекомендаций – большой вклад в работу по формированию правильной и красивой речи, залог будущего успешного обучения, как в детском саду, так и в школе.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.