Упражнения для развития речи

(рекомендуются для детей с 3-6 лет; каждая игра может быть предложена в более или менее сложной форме)

  • Скороговорки и чистоговорки не только занятны, но и помогают совершенствовать речевой аппарат. В чистоговорках «отрабатываются» проблемные звуки («Шесть мышат в камышах шуршат»).
  • Подбери определение. Это упражнение увеличивает объём прилагательных в общем словарном запасе. Можно начинать с предмета, который ребёнок рассматривает. Например, спросите: «Мяч какой?» Похвалите за ответ. Помогите. Попросите, чтобы ребёнок загадал предмет вам, и дайте несколько его определений. Время от времени повторяйте задания, чтобы оценить, как ребёнок запоминает названные вами слова.

Потом поиграйте в игру наоборот: назовите определение или характеристику и спросите, к каким предметам они подходят («Про что мы можем сказать: «мягкое»; «твёрдое и тяжёлое»; «течёт»).

  • Отгадай, что это? Это вариант предыдущего задания, однако даётся более развернутое определение («Это необычная обувь, которую можно надевать зимой, к ее подошве прикреплены специальные металлические полоски, это спортивная обувь. Отгадай, что это?»). Важно, чтобы сам ребёнок пробовал давать определения — это учит формулировать мысли. Если ребёнок уже читает, попробуйте таким образом составлять простые кроссворды.
  • Подскажи словечко-рифму. Попробуйте рифмовать пары слов или фраз.
  • Что относится к этой группе? Взрослый называет обобщающее видовое понятие, ребёнок -предметы, которые принадлежат к этому виду («Дерево — береза, дуб,…»). Посоревнуйтесь, кто из детей назовёт больше.

Другая форма этого задания — игра с мячом, известная взрослым из собственного детства: «Я знаю пять имен девочек: …». Координация движений детей 5-6-летнего возраста уже позволит перечислять слова, одновременно ритмично ударяя мячом о землю в такт каждому произносимому слову. Если ребёнок не успевает вспомнить следующее слово к новому удару мячиком, то в игру вступает следующий игрок.

  • Аналогии — упражнение обогащает словарный запас, представления об окружающем мире, развивает мышление. Спросите у ребёнка, как правильно закончить фразу: «Из яблока — яблочный, из яйца — …», «У собаки будка, у белки — …».
  • Чем не похожи и похожи? Умение сравнивать тренирует навыки выражения собственных мыслей и логические способности («Чем непохожи и похожи: лёд и снег; лед и стекло; снег и вата..?»).
  • Назови лишнее слово. Эта игра также развивает мышление и речь. Среди предметов, относящихся к одной группе, попросите назвать «чужой». Ребёнок называет, что лишнее, и обосновывает, почему же он не подходит к остальным.
  • Скажи наоборот. Назовите какое-нибудь определение. Ребёнок догадывается, как сказать наоборот («Светлый — …, медленный — …»).
  • Закончи предложение. Ребёнок отыскивает соответствующее слово, чтобы дополнить фразу («Зимой реки и озера покрываются гладким, прозрачным, блестящим …»).
  • Подбор антонимов. Это соединение предыдущих двух заданий — предложение надо завершить, найдя по смыслу противоположное определение («Зимой ветер холодный, северный, а летом …»).
  • Назови ласково. Придумывайте, как можно уменьшительно-ласкательно сказать какое нибудь слово («Лошадь -лошадка, лошадёнка, лошадушка,…»).
  • Попробуйте сочинять вместе сказку: «Я начну, ты продолжай».
  • Эхо. Начните учить стихотворение вместе: взрослый читает по строчке, ребёнок повторяет за ним «эхом» — таким образом ребёнок учится выразительно рассказывать стихи, тренируется сосредотачивать внимание.
  • Рассмотри в подзорную трубу. Предложите ребёнку свернуть ладошку в «подзорную трубу» и рассмотреть через нее какую-нибудь картину, репродукцию с расстояния не менее метра и рассказать, что он видит. Взгляд через кулачок выхватывает отдельные детали изображения, помогая сосредоточить внимание на конкретном моменте. («Я вижу коня, он стоит в высокой траве, одну ногу он поднял, ветер развевает его лохматую гриву…»). Это задание достаточно сложно для детей с малым словарным запасом, поэтому подбадривайте ребёнка, помогайте.
  • Цепочка. Аналог игры в «Города» — каждое новое слово начинается с той буквы, на которую закончилось предыдущее, но тематика слов неограниченна, можно называть любые существительные.
  • Рассмотрите вместе какую-нибудь сюжетную картинку, побуждающую к рассуждению. Обсудите «проблемные вопросы»; ребёнок должен установить определенные логические взаимосвязи (например, почему у мамы бывают грустные глаза; почему заплакал малыш…). Можно обсудить и какую-нибудь прочитанную историю.
  • Составь слова. Если ребёнок умеет немного читать и писать, предложите из ограниченного набора букв (или из длинного слова) сложить как можно больше новых слов.

!!!  Позаботьтесь о том, чтобы каждый из детей мог почувствовать радость победы и в следующий раз захотел бы поиграть еще.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.