Хореография в учреждении дошкольного образования.

Хореография – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом психического развития детей. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, способствуют гармоничному пластическому развитию.

Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа». (Выготский Л. С.)

Формирование осанки, культуры движений, мимики, развитие музыкального вкуса повышают уверенность ребенка в себе. Совершенствование координации движений способствует повышению коммуникативной активности ребенка. Высокая выразительность и эмоциональность занятий оказывают положительное влияние на психическое самочуствие детей дошкольного возраста.

Доказано, что занятия движениями под музыку для детей имеет особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н. А. Бернштейна, В. М. Бехтерева, методика М. Фильденкрайза и др.) В то же время, движения под музыку являются для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.

Вряд ли можно оспаривать тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу. И это позволяет нам смотреть на хореографическое воспитание в дошкольных учреждениях как на важный и нужный процесс развития детей.

Методы и приемы

При обучении хореографии используются традиционные методы: наглядный, словесный и практический. Выделим то общее, что характерно для их применения во всех возрастных группах.

В наглядном методе это прежде всего постоянное сочетание наглядно-слухового и наглядно-зрительного приемов. Исполнение музыки каждый раз должно сопровождаться показом. И насколько художественным, ярким будет это сочетание, настолько эффективным будет обучение ритмике. Исполняя музыкальное произведение, педагог должен творчески осмыслить и передать замысел композитора, в народной же музыке следует позаботиться о художественном уровне ее обработки. Показ движения нужно заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия отдельных персонажей (зайца, мишки, лисы) и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные построения. В этом случае музыкальный аккомпанемент на фортепиано можно заменить грамзаписью, напеванием мелодии, под которую музыкальный руководитель в паре с воспитателем показывает движение. Иногда педагог обращается за помощью к детям, предварительно подготовив их к нужным действиям. Но порой всего этого оказывается недостаточно, и тогда одновременно с показом звучит объяснение.

Педагог может использовать и тактильно-мышечную наглядность, т. е. прикосновение к ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, выпрямить осанку и т. д. Этот прием характерен для раннего и младшего дошкольного

Словесный метод (беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ о ее образах, напоминание, оценка и т. д.) широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от вида ритмики и возраста детей. Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно в младшей группе); к объяснению, напоминанию — в упражнениях, танцах; оценка становится более обоснованной в средней и старшей группах и т. д.

При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т. д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы. Такое построение занятий облегчает освоение навыка, и ребенок может сосредоточить внимание на образах, настроении музыки и передаче ее в выразительных движениях. Вместе с тем нельзя превращать подготовительные упражнения в тренаж — необходимо облекать их в интересную, занимательную форму, используя для этого игровой и частично соревновательный методы.

На занятиях хореографии в детском саду отсутствует оценочная система, контроль осуществляется в форме конкурсов, показательных выступлений, творческих занятий. Ребята с большим удовольствием становятся жюри и оценивают и анализируют выступления своих сверстников, главным организатором и судьёй является конечно педагог. На каждом занятии используются творческие задания и игры. Например: игра-конкурс «Танцуй с нами, танцуй лучше нас» в которой дети по группам придумывают танцевальные движения под заданную музыку и показывают друг другу, а потом обучают всех своим движениям. Творческие задания подбираются соответственно теме занятий, способностям ребят и возрастным особенностям.

— личностный подход в обучении.

Особенно необходимо соблюдать данное условие на первом и втором году обучения, когда вырабатывается правильная постановка корпуса, ног, рук, головы. Также при разучивании нового материала очень важно учитывать индивидуальные особенности и двигательные возможности каждого ребёнка. При постановке парных танцев учитываются личные симпатии и предоставляется право выбрать партнёра по желанию. Таким образом выполняется следующее условие эффективности работы:

— положительный эмоциональный фон занятий.

Психологами установлено, что на 50% повышается усвоение знаний при положительном фоне занятий. Это достигается с помощью подбора подвижных игр, творческих музыкальных заданий, доброжелательных взаимоотношений педагога и воспитанника.

-своевременное устранение ошибок в выполнении двигательного действия.

-специальная подготовка педагога, идеальный показ всех двигательных действий

-соответствующее музыкальное оформление (разнообразие по жанру: классической, эстрадной, народной, детской музыки; по характеру: весёлой, задорной, спокойной, грустной, шутливой).

Принципы которыми необходимо руководствоваться при подготовке и проведении уроков хореографии:

1)систематичность в обучении: от простого к сложному; от известного к неизвестному; от лёгкого к трудному.

2)доступность (подготовленность учащихся должна соответствовать специфике решаемых задач)

3)последовательность (нагрузка на уроке и процесс разучивания распределяется последовательно)

4) разнообразие, нестереотипность (упражнения, танцевальные движения должны включать разные исходные положения)

На занятиях применяются фронтальная, индивидуальная, групповая формы организации, и их сочетания.

Для решения двигательных задач на занятиях используются такие методы:

а) повторный

б) целостно-расчлененный

в) соревновательный (конкурсный)

Обучение танцевальным движениям происходит поэтапно:

1 этап – начальное разучивание.

На этом этапе формируются двигательные представления о действии в каждой опорной точке и выполнении движения в целом.

2 этап – детализированное обучение.

Формируется полная развернутая основа движения, уточняются действия по частям. Движения отрабатываются с помощью многократных повторов элементов и движения в целом.

3 этап – закрепление и дальнейшее совершенствование. Разученные танцевальные движения объединяются в этюд, танец, сцену. Воспитанники проявляя творчество самостоятельно придумывают композиции из разученных элементов. Применяют их в играх.

В работе с дошкольниками уделяется особое внимание освоению имитационных и образно-игровых движений. С этих движений начинается развитие образного мышления и фантазии, развитие двигательных качеств, пластичности, ловкости. Например: игровые упражнения «зайчики», «мячики», «пружинки», «часики с кукушкой» — движения головы и шеи, «кошечка» — упражнения на гибкость спины, и т. д. Эти движения могут предлагаться с музыкальным сопровождением, под слово, в игровых ситуациях, а также в танцевальных композициях. Например: танцевальная композиция на детскую песенку «Кузнечик». Сначала мы разучиваем песню, дети представляют и показывают персонажей песни, как они понимают их роль. Затем по куплету разучиваются движения танца.

Развитие творческого мышления связано с развитием психических процессов: восприятия, памяти, воображения и речи. Во многих композициях сочетается исполнение движений по показу, и свободное, самостоятельное выполнение движений.

В процессе музыкально-ритмического воспитания акцентируется внимание не только на обучении движениям, но и на анализе внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движений под музыку.

Занятия по ритмики в дошкольных образовательных учреждениях могут включать следующие разделы:

  1. Игропластика

Задачи:

развитие мышечной силы и гибкости,

обретение ребёнком умиротворенности, открытости и внутренней свободы.

  1. Пальчиковая гимнастика

Задачи:

развитие ручной умелости, мелкой моторики,

обогащение внутреннего мира ребёнка,

оказание положительного воздействия на улучшение памяти, мышления,

развитие фантазии.

  1. Игровой самомассаж

Задачи:

закаливание и оздоровление детского организма,

получение ребёнком радости и хорошего настроения,

формирование у ребёнка сознательного стремления к здоровью, навыка собственного оздоровления.

  1. Музыкально – подвижные игры

Задачи:

содействовать развитию музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

развивать скоростно-силовые и координационные способности,

формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку.

Используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.

  1. Игрогимнастика

Задача:

способствовать освоению ребёнком различных видов движений.

В раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также задания на расслабление мышц, укрепление осанки, дыхательные.

  1. Игроритмика

Задача:

способствовать развитию чувства ритма и двигательных способностей ребёнка, позволяющих красиво и координационно выполнять движения под музыку, соответственно её характеру, ритму, темпу.

  1. Игротанец

Задачи:

способствовать формированию у детей танцевальных движений,

доставлять эстетическую радость занимающимся.

В раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и элементы различных танцев.

  1. Танцевально-ритмическая гимнастика

Задачи:

формировать навыки пластичности и грациозности танцевальных движений,

развивать координацию и гибкость, доставлять эмоциональную радость занимающимся.

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.